Navigation bar
  Print document Start Previous page
 234 of 325 
Next page End  

чувствах как облегчения, так и разочарования. Это позволило группе сосредоточиться не только на
обсуждении проблем смерти, но также смысла жизни и ответственности за воплощение этого смысла в
жизнь.
Ялом рекомендует исходить из следующего положения — тревога, связанная со смертью,
обратно пропорциональна удовлетворенности жизнью. Углубление осознания неизбежности смерти
может усиливать беспокойство, но психотерапевт должен стремиться не анестезировать тревогу
пациентов, а помогать им примиряться с ней и использовать ее конструктивно.
Техника «разрешения терпеть» состоит в том, чтобы дать пациентам понять, что обсуждение
проблем, связанных со смертью, высоко ценится в консультировании. Это может быть сделано
посредством проявления интереса к самораскрытию пациентов в данной области, а также посредством
поощрения их самораскрытия. Кроме того, психотерапевтам не следует поддерживать у пациентов
отрицание смерти. Наоборот, необходимо активно способствовать тому, чтобы эти вопросы оставались
«на виду». Для этого психотерапевт сам должен быть устойчивыми к собственной тревоге, связанной со
смертью.
Слушая рассказ одного пациента о важности и ответственности той работы, которой он
занимается, психотерапевт внезапно попросил его остановиться и прислушаться, а затем сказать, что он
слышит. «Тиканье часов, которые висят у вас на стенке», — недоуменно ответил пациент. «Верно, —
подтвердил психотерапевт. — Только это не просто часы: они отмеривают время. Время, которое
отпущено нам на сегодняшнюю встречу. А еще время, которое в целом отпущено нам на жизнь. У
каждого оно разное и зависит от генетики, образа жизни, воли к жизни и еще массы других факторов.
Но в одном оно похоже — его нельзя рассчитать и повернуть вспять. А теперь подумайте,
действительно ли важность и престижность той работы, которой вы занимаетесь, — это те значимые
вещи, ради которых вы готовы потратить столько своего личного времени?»
Техника работы с защитными механизмами состоит в идентификации неадекватных
механизмов защиты и их отрицательных последствий. Психотерапевты стараются помочь пациентам
скорее признать, что они будут жить не вечно, нежели отрицать смерть. Экзистенциальным
психотерапевтам требуются такт, настойчивость и умение правильно выбирать время для того, чтобы
помогать пациентам идентифицировать свои по-детски наивные взгляды на смерть и изменять их.
Техника работы со сновидениями заключается в том, что экзистенциальные психотерапевты
побуждают пациентов рассказывать о своих сновидениях. Так как в сновидениях (особенно в кошмарах)
могут в неподавленном и неотредактированном виде проявляться подсознательные темы, в них часто
присутствуют и темы смерти. Поэтому обсуждение и анализ сновидений проводятся с учетом
экзистенциальных конфликтов, имеющих место у пациентов в данный момент. Однако пациенты не
всегда готовы иметь дело с материалом, представленным в их сновидениях.
Ялом (Ялом, 1997, с. 240-280) приводит случай Марвина, пожилого мужчины 64 лет. Один из его
ночных кошмаров состоял в следующем: «Двое мужчин, очень высоких, бледных и худых. В полном
молчании они скользят по темному полю. Они одеты во все черное. В высоких черных шляпах
трубочистов, длинных черных пальто, черных гетрах и ботинках, они напоминают викторианских
гробовщиков или лакеев. Внезапно они подходят к коляске, где лежит маленькая девочка, завернутая в
черные пеленки. Ни произнося ни слова, один из мужчин начинает толкать коляску. Проехав короткое
расстояние, он останавливается, обходит коляску вокруг и своей черной тростью, у которой теперь
добела раскаленный наконечник, разворачивает пеленки и медленно вводит белый наконечник в вагину
младенца».
Ялом дал следующую интерпретацию этого сна: «Я стар. Я в конце своего жизненного пути. У
меня нет детей, и я встречаю смерть, полный страха. Я задыхаюсь в темноте. Я задыхаюсь от этого
молчания смерти. Мне кажется, что я знаю способ. Я пытаюсь проткнуть эту черноту своим
сексуальным талисманом. Но этого недостаточно».
Впоследствии, когда Ялом попросил Марвина рассказать, какие ассоциации возникли у него в
связи с его сновидением, тот ничего не сказал. Когда Марвина затем спрашивали, как он переработал
все возникавшие у него в воображении образы смерти, Марвин предпочитал рассматривать свой ночной
кошмар с точки зрения скорее секса, чем смерти.
Техника напоминания о
недолговечности (бренности) существования. Психотерапевты
могут помогать пациентам идентифицировать тревогу, связанную со смертью, и справляться с ней
посредством «настройки» пациентов на признаки смертности, которые являются частью нормальной
жизни (так, смерть близких может быть мощным напоминанием о личной смертности; смерть
родителей означать, что теперь очередь следующего поколения; смерть детей может вызвать ощущение
Hosted by uCoz