сказочной страны восхищались платьем короля, придумывали детали несуществующего наряда,
подробно расхваливали его покрой и цвет. И только маленький мальчик, единственный в этом
королевстве, кто доверял своим чувствам, воскликнул: «А король-то голый!» Перлз продолжает эту
сказку следующим образом. Взрослые набросились на ребенка и принялись убеждать его, что платье на
самом деле существует. Мальчик испугался и, чтобы не расстраивать и не злить взрослых, подчинился
их мнению, перестал верить собственным чувствам, отказался от них. Важно то, что нежелание
выражать себя и свои чувства становится настолько привычным, что срабатывает даже тогда, когда
исчезает внешний запрет на выражение чувств.
Такая история происходит в жизни каждого человека. Ребенок приходит в этот мир с открытым
сердцем и подлинными чувствами. Однако общество, его стандарты и правила отучают человека
доверять своим чувствам, полагаться на свое мнение. Вот одно из определений невротической
личности, которое Перлз дал в книге «Гештальт-подход»: «Невротик это человек, на которого
слишком давит общество» (Перлз, 1996, с. 46). Отказываясь от собственных чувств, подчиняясь
общественным требованиям, мы нарушаем контакт с внешним миром. Это происходит потому, что для
того, чтобы вступать в контакт с внешним миром, необходимо четко осознавать границы между собой и
миром, так как если нет границ, то нет и контакта.
Другая метафора, описывающая основные гештальт-терапевтические представления,
метафора капкана. Подобно тому как свободное дикое животное попадает в капкан, поставленный
охотниками, человек попадает под запреты и ограничения со стороны общества. Чтобы освободиться из
капкана, животное отгрызает себе лапу, а человек отказывается от тех чувств и эмоций, от тех частей
собственной личности, которые не приемлются социумом: гнева, любви, секса, радости и т. п. И так же
как животное, лишенное лапы, становится израненным и покалеченным, так и человек, потерявший
часть личности, становится ограниченным в своих проявлениях и не может жить полной жизнью, быть
самим собой.
В гештальт-терапии выделяются следующие невротические механизмы или, как их еще
называют, механизмы сопротивления, механизмы прерывания контакта, которые, по сути, являются
психологическими защитами. Необходимо отметить, что каждый из них первоначально служит вполне
здоровым способом приспособления к окружающей среде, и только становясь привычными,
стереотипными, они превращаются в дисфункциональные, невротические реакции.
Слияние (конфлюэнция). При включении механизма слияния человек перестает
разграничивать «я» и «не-я», он находится в слиянии с окружающим миром. В такой ситуации
невозможно определить, где собственные чувства и желания, а где чувства и желания другого, где я, а
где ты. Так, в семьях бывает настолько близкая связь ее членов, что любые индивидуальные различия и
проявления игнорируются, возникает недифференцированная семейная эго-масса.
Между тем каждый человек в своей жизни неоднократно попадает в слияние, которое не
является патологическим. Например, грудной ребенок находится в симбиозе-слиянии с матерью,
влюбленный человек в слиянии со своим возлюбленным, творец с создаваемым им произведением
и т. д. Если же этот механизм становится стилевым, устойчивым способом поведения, то человек
постоянно находится в ситуации отсутствия границ между собой и окружающим миром. Узнать такого
человека можно по часто используемому местоимению «мы». В групповой терапевтической работе
такой клиент говорит от лица всей группы: «Мы не хотим говорить об этой проблеме, нам скучно».
Слияние в «мы» это бегство от ответственности, от необходимости принятия собственных решений.
К патологическому слиянию приводит и тоталитарный режим управления, когда люди сливаются в
однородную массу «мы», а их личные интересы повсеместно заменяются на общественные.
Механизмом слияния объясняются желания людей вступать в различные общества (профессиональные,
общественные, политические и т. п.). Основная психотерапевтическая работа с пациентами,
находящимися в патологическом слиянии, связана с построением личных границ с окружающим миром
с помощью процесса сепарации и индивидуации. В связи с этим пациент в гештальт-терапии обязан
высказываться только от первого лица.
Интроекция. Для иллюстрации механизма интроекции Перлз проводит аналогию с процессом
пищеварения. Человеку необходимо получать из внешней среды пищу, которую он пережевывает,
переваривает, усваивает то, что ему необходимо, и отторгает ненужное и избыточное. Усвоенная пища
становится частью организма. Если же кусок пищи проглочен без пережевывания и без желания есть, то
нарушается весь процесс пищеварения.
Процесс психологической ассимиляции сходен с этим физиологическим процессом.
Общественные нормы, моральные ценности, правила поведения, как и пища, являются частью внешнего
|