центрированной психотерапии К. Роджерса, прежде всего выражает уважение и доверие к личности,
свойственные гуманистическим направлениям психотерапии.
Организм существует в динамической смене гомеостатического (равновесного) состояния, когда
потребности удовлетворены и организм не нуждается в контакте, и неустойчивого, стремящегося к
изменению состояния, когда какая-либо потребность актуализируется и возникает необходимость
вступления в контакт с окружающей средой.
Для поддержания гомеостаза человеку необходимо осуществлять постоянный обмен с
окружающей его средой: брать необходимое и отдавать избыточное. Чтобы удовлетворить
возникающую потребность, ее необходимо осознать, построить четкую фигуру, на которой все
остальные, прошлые и будущие, потребности станут фоном, и вынести ее на контактную границу.
Например, для матери грудного ребенка весь смысл существования связан с уходом за ним, а другие
потребности в отдыхе, профессиональном росте, общении с друзьями и т. п. уходят в фон.
Процесс формирования фигуры и фона является динамическим, так как для нормального,
полноценного функционирования организма необходима постоянная смена потребностей. Так, после
того как мать решила все проблемы с ребенком (накормила, постирала, уложила спать), возникает
другая потребность, другая фигура например, общение с мужем. Если гештальт не завершен и
потребность не удовлетворена, то возникает опасность, что фигура станет ригидной, и в различных
неадекватных ситуациях человек будет пытаться удовлетворить одну и ту же потребность. Например,
человек, переживший обман со стороны близкого друга и не ассимилировавший такой опыт, начинает
видеть подвох в любых отношениях с другими людьми. В этом случае фигурой становится
человеческая непорядочность, в то время как искренность и бескорыстие окружающих его людей
становятся фоном.
Следующим важнейшим принципом гештальт-терапии служит идея холизма, идея единства
психической и телесной жизни человека (body-mind split). Проблему дихотомии души и тела Перлз
разрешает следующим образом: он говорит, что умственная деятельность человека это точно такая
же деятельность, как и физическая, только происходит она с меньшими затратами энергии. Путем
перевода активности из физической в умственную организм экономит энергию для того, чтобы
использовать ее более рационально и в более подходящих условиях. Например, когда человек
гневается, его мышцы напрягаются, учащается сердцебиение, он готовится напасть на обидчика.
Однако гнев может перейти в ментальную сферу (в терминологии Перлза умственную деятельность),
и тогда явных физических признаков гнева может и не быть, хотя это чувство сохранится и человек
сможет обдумать возможные решения сложившейся ситуации. Следовательно, психическая и
физическая деятельность являются проявлением одной и той же реальности человеческого бытия. В
психике нет ничего такого, что не имело бы отражения в теле человека. Поэтому работа с телом
является одной из важных составляющих гештальт-терапии. Отметим, что сам Перлз проходил личную
психотерапию у одной из ярких представительниц телесно-ориентированного направления Иды Рольф.
Особенность гештальт-терапии состоит еще и в том, что ответственность за результаты терапии
лежит не только на терапевте, отвечающем за компетентность и профессионализм выполняемой работы,
но и на самом клиенте. Как уже было отмечено, принятие ответственности за свою жизнь, за
собственный выбор служит ключевым моментом становления личности в гештальт-терапии. Эта идея
была заимствована из экзистенциональной философии, провозгласившей самоопределение и осознание
одиночества единственным способом бытия в мире. На социальном уровне человек может быть вместе
с другими людьми иметь друзей, семью, родных, но на экзистенциальном уровне, перед лицом
смерти и бессмысленности он обречен на одиночество, принятие которого является важной задачей,
решаемой каждым из нас.
В заключение необходимо отметить, что, несмотря на большое количество книг по теории
гештальт-терапии, в том числе и трудов самого Перлза, основатель этого направления весьма иронично
относился к любого рода интеллектуальным словесным построениям, с помощью которых, по его
мнению, люди прячутся от реальной жизни. Гештальт-терапия не обладает стройной, логичной теорией,
а представляет собой форму практической работы, направленной на психотерапевтические изменения.
Генезис невроза
Чтобы описать формирование невротических механизмов, Перлз использует метафору
популярную детскую сказку о голом короле. Как известно, все придворные и взрослые жители
|