индивидуальной работе с одним членом группы, заявившим свою проблему. Таким образом, группа
здесь является резонатором, хором, на фоне которого выступает солист.
Первым техническим приемом, используемым в процессе гештальт-терапии, служит заключение
контракта. Как уже отмечалось, в этом направлении психотерапии терапевт и клиент являются
равноправными партнерами и клиент несет собственную ответственность за результаты терапии. При
заключении контракта оговаривается этот аспект, а также формулируются цели, которые ставит перед
собой клиент. Для клиента, постоянно уходящего от ответственности, эта ситуация является
проблемной и требует проработки. Таким образом, уже на стадии заключения контракта клиент учится
брать на себя ответственность за себя и за то, что с ним происходит.
В гештальт-терапии принято разделение техник на две группы: техники диалога и проективные
техники. Техника диалога это работа, осуществляемая на границе контакта между клиентом и
терапевтом. Терапевт отслеживает механизмы прерывания клиента и выносит свои эмоции и
переживания, как часть среды, окружающей клиента, на границу контакта. Другая группа техник это
так называемые проективные техники, которые используются для работы с образами, сновидениями,
воображаемыми диалогами, «частями» личности и т. п. Однако четкое разграничение этих техник
возможно только в теории, в практической же работе они тесно взаимосвязаны.
Одной из наиболее известных техник является техника «горячего стула», применяющаяся в ходе
групповой работы. «Горячий стул» это место, на которое садится клиент, намеревающийся
рассказать о своей проблеме. При этом взаимодействие осуществляется только между ним и ведущим
группы, а остальные члены группы становятся безмолвными слушателями и зрителями и включаются
во взаимодействие только по просьбе терапевта. По окончании сессии члены группы сообщают о своих
чувствах, причем необходимо, чтобы участники говорили именно о чувствах, а не давали советы и не
оценивали человека, сидящего на «горячем стуле».
Еще одной оригинальной гештальт терапевтической техникой является концентрация
(фокусированное осознавание). Осознавание должно происходить на трех уровнях: осознавание
внешнего мира (что я вижу, слышу), внутреннего мира (эмоции, телесные ощущения), а также мыслей.
Клиент, придерживаясь принципа «здесь и сейчас», рассказывает о том, что он осознает в данный
момент, например: «Сейчас я сижу на стуле и смотрю на терапевта. Я чувствую напряжение и
замешательство. Я слышу, как сильно стучит мое сердце». Этот эксперимент выполняет несколько
функций. Во-первых, он позволяет усилить, обострить ощущение настоящего; Перлз описывает
ситуации, когда после использования этой техники пациенты говорили о том, что мир для них стал
реальнее и ярче. Во-вторых, этот эксперимент помогает осознать способы, с помощью которых человек
убегает от реальности (например, воспоминания или фантазии о будущем). В-третьих, монолог-
осознавание является ценным материалом для терапии.
Техника экспериментального усиления заключается в том, что клиент должен усилить какое-
либо из своих малоосознаваемых вербальных или невербальных проявлений. Например, во время
сессии клиент постоянно постукивает рукой по подлокотнику кресла, и терапевт предлагает усилить это
движение. В результате постукивание превращается в интенсивные хлопки, а на вопрос терапевта о его
ощущениях клиент сообщает, что чувствует гнев по отношению к терапевту. Это становится темой для
дальнейшей работы. Другой вариант: клиент часто начинает свою речь со слов «да, но...», не осознавая
этого. Терапевт предлагает клиенту каждую фразу начинать с этих слов. Это помогает клиенту
осознать, что он соперничает с окружающими, в том числе и с членами группы, старается оставить за
собой последнее слово.
Следующая техника техника челнока направлена на расширение зоны осознавания.
Техника челнока связана с тем, что терапевт намеренно меняет уровни осознавания, фигуру и фон в
сознании клиента. Например, клиент говорит о своем одиночестве (фигура вербальная продукция
клиента).
Терапевт. Когда вы говорите о своем одиночестве, у вас дрожат колени. (Фигура телесные
проявления; слова фон.) Усильте эту дрожь. Что вы чувствуете? (Фигура чувства; телесные
проявления и вербальная конструкция одиночества фон.)
Клиент. Я чувствую страх. В моих коленях находится страх.
Терапевт. Как ваш страх связан с вашим одиночеством? (Фигура интеллектуальное
понимание; фон чувства и телесные проявления.)
Клиент. Я боюсь людей...
Челночное движение может осуществляться не только из разных зон осознавания, но и из
прошлого в настоящее и наоборот. Например, клиентка сообщает, что испытывает постоянное
|