что хочет, он равноправен с психотерапевтом, он ключевая фигура в создании психотерапевтических
изменений. Одна из гипотез клиент-центрированной терапии состоит в том, что человеком, который
лучше понимает и изменяет клиента, является сам клиент. В этом новом названии отразился иной фокус
психотерапии факторы, определяющие рост клиента. Акцент был сделан на процессе изменения
личности в психотерапевтическом контакте, на условиях, которые способствуют такому изменению.
Термин «клиент» в большей мере, чем термин «пациент», адекватен неманипулятивной,
немедицинской модели психотерапии, отражает важность уважения к человеку, который приходит за
помощью. Такой человек сам ответствен за свое изменение и не рассматривается как объект
диагностики и лечения. В последние годы жизни Роджерс сконцентрировался на приложении своей
теории и методов к обеспечению личностного роста и улучшению качества человеческих контактов в
различных областях. Он исследовал эффективность малых групп (групп встреч) в процессах ускорения
индивидуальных и организационных изменений. Этот подход использовался в менеджменте,
педагогике, в решении межнациональных конфликтов (соответствующая работа была проведена в
Южной Африке, Восточной Европе, Центральной Америке). И, таким образом, в 1960-1970-х гг.
данный подход значительно расширился и стал именоваться «человек-центрированным» подходом, или
подходом, «ориентированным на человека» (person-centered approach). Психотерапия же стала
именоваться «человек-центрированной», или «ориентированной на человека»; другое название
«человек-центрированный подход к терапии» (последнее более точно). Это отражает исследовательские
ценности Роджерса и его сотрудников: создание метаподхода, в рамках которого психотерапия является
частным вариантом его приложения. В этом, как мы покажем ниже, заложены опасные деструктивные
тенденции для самого подхода. Существует еще одно часто используемое название для описываемой
терапии «роджерианская терапия». Как считает Мирнс, это неадекватное название, так как в данном
случае модель психотерапевтической работы Роджерса рассматривается как канонизированный
нормативный образец. В случае, когда теория психотерапии имеет выраженный метафорический статус,
а ее техническая сторона редуцирована и при этом подчеркивается, что многое решает личность
психотерапевта, достаточно легко происходит канонизация стиля работы основателя направления,
Мирнс пишет: «Роджерс не в большей степени человеко-центрированный терапевт, чем другие, но, без
сомнения, лучший роджерианец» (Mearns, p. 11).
Психотерапия, ориентированная на человека, входит в научное течение, которое называется
гуманистической психологией. Ханс Ансбахер, известный представитель адлерианской терапии,
выделил шесть характерных черт гуманистической психологии:
1) решающая роль творческой силы человека;
2) антропоморфная модель человека;
3) развитие человека определяют скорее цели, чем причины;
4) холистический, а не «элементный» подход к человеку;
5) необходимость принятия в расчет человеческой субъективности мнений, точек зрения,
сознательных и бессознательных импульсов человека;
6) психотерапия основана главным образом на хороших человеческих отношениях.
Роджерс и Р. Санфорд (1985) указали на следующие основные черты человеко-центрированой
терапии: 1) гипотеза о том, что определенные установки психотерапевта образуют необходимые и
достаточные условия терапевтической эффективности; 2) основной акцент на феноменологическом
мире клиента (отсюда определение психотерапии как «клиент-центрированной»); 3) терапевтический
процесс ориентирован на изменения в переживаниях, на достижение способности более полно жить в
данный момент; 4) внимание в большей степени к процессам изменения личности, а не к статической
структуре; 5) гипотеза о том, что одни и те же принципы психотерапии применимы ко всем людям,
независимо от того, к какой клинической категории они отнесены к лицам, страдающим психозами,
невротикам или к психически здоровым людям; 6) интерес к философским проблемам, вытекающим из
практики психотерапии.
Взгляды Роджерса в течение его жизни подвергались известной трансформации. Однако
основная идея этой школы не менялась. Роджерс стал лишь сильнее подчеркивать значение
личностного контакта пациента и терапевта. Поэтому в дальнейшем анализе специфических черт
клиент-центрированной терапии нет разделения на идеи раннего и позднего Роджерса.
Теория психотерапии
|