В любом виде психотерапии эксплицитно или имплицитно ставится вопрос о ресурсах
изменения клиента. Это может быть релаксация, уверенность, спокойствие, рассудительность и т. п.
Идея состоит в том, чтобы, во-первых, изыскать ресурс изменения (внутри или вне клиента) и, во-
вторых, присоединить этот ресурс к проблемному переживанию. Так, например, в технике
систематической десенсибилизации универсальным ресурсом является релаксация, которая,
«присоединяясь» к стрессогенному объекту, десенсибилизирует его. В подходе Роджерса такой ресурс
задается специфическими отношениями психотерапевта с клиентом. Анализируя свой известный,
заснятый на пленку, случай работы с мисс Ман, Роджерс отмечал: «...то, что клиент переживает в
терапии, это опыт быть любимым» (Rogers, Segal, 1955). Очевидно, что этот важный ресурс может
возникнуть только в условиях особых, «высококачественных» терапевтических отношений. Такие
отношения не могут быть результатом контакта профессионала, знающего технику воздействия, с
пациентом. Терапевт представлен в такой терапии как человек, а контакт осуществляется как контакт
человека с человеком. Это значит, что «психотерапия не является манипуляцией эксперта...» (Meador,
Rogers, p. 145). Роджерс сравнивает психотерапевтический контакт с работой садовника: хороший
психотерапевт, словно садовник, бережно, терпеливо, с любовью и вниманием лишь создает условия
для актуализации внутренних механизмов роста личности клиента. Акцент, таким образом, переносится
на обеспечение психотерапевтом необходимых и достаточных условий контакта с клиентом, а
следовательно, и его терапевтических изменений. Обеспечить эти условия может далеко не каждый
психотерапевт, так как они не являются результатом некоторой терапевтической техники. Скорее они
представляют собой личностные установки самого психотерапевта. Для изменений клиента
необходимы следующие условия: во-первых, эмпатическое понимание клиента терапевтом. Терапевт
должен воспринимать мир клиента таким, каким видит его сам клиент. При этом терапевт должен не
только воспринять слова клиента, но и прочувствовать его переживания. К примеру, клиентка говорит:
«Я развелась с мужем, я настояла на разводе, хотя у меня двое детей; теперь я свободна и довольна тем,
что могу строить свою жизнь как хочу...». Но произносится это с некоторой агрессивной бравадой, за
которой чувствуются внутренняя боль и печаль, которые она не хочет в себе принять. Возможная
реакция психотерапевта: склонить голову клиентки к своему плечу и погладить ее. Такая
терапевтическая реакция сопряжена с риском: психотерапевт может быть «отброшен» клиенткой.
Однако если клиент расплачется, примет свою боль и печаль, то это будет означать расширение Я-
концепции клиента.
Опыт клиента, связанный с переживанием того, что психотерапевт понимает его, дает клиенту
силу расширить свою Я-концепцию. Таким образом, эмпатическое понимание означает не просто
«настройку» терапевта на мир клиента, но и поощрение клиента к дальнейшему «исследованию» своего
внутреннего мира. Эмпатический терапевтический ответ является достаточно определенным в
техническом отношении. Безусловно, существуют роджерианские клише, наличие которых служит
внешним критерием обученности психотерапевта. Эмпатически отреагировать это дать клиенту
ясное понимание того, что психотерапевт его действительно понимает. Это понимание может быть
выражено прямой формулировкой состояния клиента (например: «Вы чувствуете обиду», «Вы
чувствуете, что как будто раздваиваетесь» и т. п.) или метафорической («На вас много навалилось»,
«Вы чувствуете, будто находитесь у края пропасти» и т. п.), но следует избегать банальных сентенций
типа: «Я вас хорошо понимаю».
Нужно ли быть точным в эмпатическом понимании? Очевидно, что если психотерапевт неточен,
то клиент отвечает: «Нет, это не так» (возможны и другие более мягкие или более жесткие аналоги).
Если этих «нет» много, то клиент чувствует, что он и здесь не понят. Вместе с тем даже при не очень
точных эмпатических реакциях психотерапевта клиент может пережить удивительное чувство
соприсутствия. Важна не столько точность понимания клиента сама но себе, сколько интерес к миру
клиента со стороны терапевта. Эмпатия это процесс, в котором терапевт становится все ближе и
ближе к мыслям и чувствам клиента. Точная эмпатия идеальный случай.
В речи клиента всегда расставлены акценты на определенных значимых переживаниях. Если
психотерапевт отреагирует именно на них (адресуется к ним), то терапевтический контакт состоится.
Так, одна женщина рассказала, что ее тринадцатилетняя дочь познакомилась с парнем, который старше
дочери на два года и состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Женщина боится за
дочь и не хочет, чтобы та училась в жизни на своих собственных ошибках (в этот момент возникли
выраженные переживания). Она также опасается, что если не разрешит дочери дружить с этим парнем,
то потеряет с ней контакт. В данном случае возможен следующий терапевтический ответ: «Да, учиться
на собственных ошибках очень тяжело». При удачной эмпатической реакции психотерапевта клиент
|