и находиться там с клиентом. Любые вопросы типа: «И давно вы это чувствуете?», «Как часто...», «Как
вы думаете, какова причина?» и т. п. интеллектуализируют ситуацию, и клиент выходит из процесса.
Вопросы терапевта на уточнение, на понимание ситуации могут быть блокирующими. Терапевту не
следует спешить спрашивать клиента, просить его уточнить что-либо, если проблема остается
непонятой. Основное быть в процессе вместе с клиентом. Поэтому вопросы психотерапевт задает не
для себя, а для клиента. Эти вопросы помогают клиенту быть в процессе, а возможно, помогают
ускорить и углубить его. Если клиент рассказывает то, что не совсем понятно, и при этом плачет,
терапевт может отреагировать следующим образом: «Это настолько тяжело для вас, что вы плачете...»
Или, если клиент сдерживает слезы, можно отреагировать: «Я чувствую, что у вас в горле застрял плач,
я готов принять ваши слезы...» и т. п. Наиболее изящная метафора психотерапевтического процесса, как
мы уже отмечали, метафора парного танца, в котором ведет клиент, а сопровождает психотерапевт.
Следует избегать построения версии проблемы клиента и вести клиента по этой версии, собирая в ходе
интервью материал, подтверждающий ее истинность. Любые диагнозы, версии, интерпретации
нарушают процесс.
Первоначально Роджерс сделал акцент на рефлексивной технике психотерапевт, как зеркало,
отражает переживание клиента, что позволяет ему осознать свой внутренний опыт, несогласованность
опыта с Я-концепцией, искажение в Я-концепции. В последние годы в работе Роджерса возросла доля
метафор и интуиции.
Рассмотрим некоторые техники, позволяющие быть «в процессе» с клиентом. Клиент,
пришедший на прием, может сообщить следующее: «Сегодня мне приснилась моя мать, и, когда я ехал
к вам, я думал о ней. Я очень устал... У меня проблемы с женой, детьми, начальством...». Здесь
возможны такие терапевтические ответы: «На вас так много свалилось...», «Вы не знаете, с чего начать
свой рассказ...», «Я вижу, у вас серьезные проблемы» и т. п. Конечно, не все терапевтические реакции
эффективны. В том, что сказал клиент, можно выделить пять частей: 1) сновидение о матери (клиент не
сказал, хорошее или плохое); 2) размышления о матери (неизвестно, хорошие или плохие, любит он
мать или ненавидит); 3) усталость (не сказал о причине усталости от плохого сна, тяжелой работы,
конфликтов и т. п.); 4) проблемы с женой, с детьми (по клиент не сказал, каковы конкретно эти
проблемы); 5) проблемы с начальством (клиент не сказал, какие именно). Терапевт, конечно, может
иметь свою версию (например, самое главное это отношения с матерью или, напротив, отношения с
женой и т. п.) и направить клиента на обсуждение именно этого аспекта его жалобы. Но любые
терапевтические реакции на частный аспект жалобы (например, «Вы чувствуете себя усталым») будут
не лучшим вариантом. Реакция типа: «Я вижу, что у вас серьезные проблемы» хотя и не является
реакцией на частные аспекты жалобы, представляется директивной, так как заставляет клиента говорить
только о проблемах. Клиент имеет право сам выбирать, о чем, сколько и когда говорить, и ответствен
перед собой за этот выбор. Реакция типа: «Вы сказали много, но скажите еще что-нибудь» это
лобовая реакция, имеющая характер давления на клиента. В реакции типа: «В последнее время что-
нибудь или кто-нибудь доставляет вам радость?» проявляется «глухота» терапевта к клиенту.
Терапевт как бы говорит: «Давай не будем о плохом, поговорим лучше о хорошем». Реакция типа: «Со
мной тоже так было, и я вас хорошо понимаю» не является сопровождением клиента (терапевт не
должен говорить о себе). Следует не «тянуть» клиента в проблему (например, «Вам тяжело, и вы
чувствуете, что эта проблема неразрешима»), а сопровождать его. Удачной будет следующая реакция
терапевта: «Ну да, сегодня утром с вами многое произошло...», после чего терапевт некоторое время
ждет в тишине. В это время клиент решает, о чем говорить (из этих пяти частей) и нужна ли ему
помощь в изменении. Это дает клиенту свободу, в том числе свободу не изменяться. И в этом случае
не нужно тянуть клиента в терапию.
Возможна и другая техника техника повторов. В этом случае психотерапевт просто
пересказывает то, что сказал клиент: «Вам приснилась мать, и вы думали о ней, когда ехали ко мне на
прием...» После такой реакции терапевта следует пауза. Если клиент, излагая свою жалобу терапевту,
говорит много, то техника повторов не сработает она выведет клиента из процесса. Здесь уместна
техника обобщения. Приведенный первый вариант эффективного ответа и является обобщением.
Однажды на сеансе совместной супружеской терапии женщина раздраженно, с обидой в голосе
сказала, что не ожидала, что муж не доверяет ей (не хочет прописать). Мужчина любил свою жену, но
имел опыт неудачного первого брака. Он агрессивно реагировал на раздражение жены, на попытку
«уличить» его («я все для тебя делаю, а ты...»), рассматривая это поведение жены как агрессивную
манипуляцию. При этом он не слышал ее, а она его. Более того, она не осознавала свою обиду.
Терапевт попросил мужчину молча послушать, как он будет говорить с его женой. Терапевт обратился к
|