ней со словами: «Я чувствую, что вас переполняет обида. Если вы готовы, давайте поговорим об этом».
После некоторой паузы женщина заплакала и стала говорить о том, как переживает обиду. Она говорила
не о «деле», как раньше (с холодной рассудительностью или агрессивной напористостью), а о себе,
своих чувствах. В этом случае муж был готов слушать ее. Такая техника терапевтического реагирования
представляет собой технику рефлексивного ответа.
В ранних работах Роджерс выразил мнение, что роль терапевта состоит в том, чтобы помочь
клиенту попять и прояснить эмоции, которые тот переживает. Позже Роджерс писал, что такое
понимание слишком интеллектуалистично и подразумевает, что только консультант знает, какие
чувства переживает клиент. Если рефлексивная техника становится преобладающей, то это приводит к
некачественному терапевтическому контакту.
Интересной техникой является метафора,
которую можно использовать и как разовый
терапевтический элемент, и как устойчивый образ, сопровождающий весь процесс терапии. Если
метафора отвечает опыту клиента, она позволяет ему войти в символический пласт собственного
сознания, уйти от предметной определенности мира, накладывающего существенные внешние
ограничения на принятие решения самим клиентом. Например, если клиент ненавидит жену (она стала
некрасивой, толстой, громадной) и внутренне желает ей смерти, то при выраженном чувстве вины он
вряд ли начнет обсуждать с терапевтом тонкости и детали своих агрессивных фантазий. Метафору
можно построить следующим образом: «Однажды принц одного маленького государства решил
посадить у себя иод окном красивое, благоухающее дерево с прекрасными цветами. Он нашел такое
дерево оно было маленькое, нежное, хрупкое. Каждое утро и вечер принц наслаждался прекрасным,
ослепительным видом и благоуханием этого дерева. Но вдруг дерево стало быстро расти, утолщаться,
закрыло окно спальни принца, и солнце уже туда не проникало. В спальне стало холодно, неуютно.
Через окно он уже ничего не мог видеть. Это было то дерево, которое он раньше любил и которым
очень гордился. Но это же дерево стало ему мешать, стало ему ненавистно. Принц уже стал вынашивать
планы, как спилить, уничтожить дерево...». Клиент, освобожденный от чувства вины, в данном
метафорическом образе может обсуждать свои агрессивные чувства к непомерно разросшемуся
«дереву».
Метафора является прекрасным средством терапевтической регрессии в том смысле, что
освобождает клиента от взрослой определенности мира, его причинно-следственной
взаимосвязанности. «Ты чувствуешь, что подошел к краю и должен перебраться на другой берег?»
Здесь, конечно же, клиент не дает технических вариантов перехода на другой берег (как построить
мост, как найти лодку и т. п.). Этот переход не подчиняется предметной определенности ситуации, и
главное здесь переживания клиента, делающие внутренне необходимым такой гигантский прыжок
«на другой берег». Очевидно, что если на уровне первичных метафорических образов проблема решена,
то это значительное продвижение клиента к росту.
Важной техникой служат эмпатические ответы терапевта. Например: «Вы чувствуете, что весь
мир против вас». Эмпатический ответ это вербализация терапевтом миро- и самоощущения клиента.
Эмпатические ответы дают клиенту возможность почувствовать, что терапевт его понимает и находится
с ним в одном «танце». Приведем небольшой фрагмент тренировочного терапевтического интервью (К
клиент, Т терапевт; число в скобках указывает на порядковый номер реакции в интервью):
К(1). Я вступаю в конфронтацию с собой, потому что не люблю людей, делаю им замечания,
выставляю их в дурном свете. Я знаю, что это плохо, но не могу себя остановить. Я упрекаю
себя за это. Особенно это проявляется по отношению к людям, которых я не люблю. Я хотел бы
избежать этого, найти силы остановить это в себе. Например, я осознал, что сплетничаю.
Т(1). Я услышал в этом сообщении, что вам не нравится то, как вы воспринимаете людей, и вас
это злит.
К(2). Я как будто даю себе право судить о других, но у меня такого права нет.
Т(2). Эта проблема состоит не в том, как вас воспринимают другие, а в том, что происходит у вас
внутри.
К(3). Я постоянно думаю о том, где же во мне это возникает, из чего возникает это чувство.
Часто мне приходит в голову, что это страх. Я осознал, что большое место в моей жизни занимает
любовь. И если начинаю в ней сомневаться, то это пугает.
Т(3). То есть то, что вы навешиваете ярлыки окружающим, вызвано страхом и недостатком
любви?
К(4). Видимо, да, теперь я это понимаю. Я всегда чувствую, что лучше других. Поэтому я
достоин любви. И только после приходит чувство, что это не так. Я хочу возвыситься над другими,
|