Navigation bar
  Print document Start Previous page
 264 of 325 
Next page End  

чтобы иметь право на любовь. Я должен доказывать, что я хороший. И эти мысли позволяют мне
немного контролировать себя.
Т(4). Для вас важно решить, как контролировать себя еще лучше? Это так?
К(5). Мои отношения с женой и детьми тем лучше, чем лучше я себя контролирую... (Пауза.)
Т(5). Я чувствую, что я вас заблокировал.
К(6). Вдруг наступила пустота.
Реакция Т(1) оставила в стороне серьезную проблему клиента (не люблю людей, упрекаю себя за
это) и свелась к частности (сплетничаю). Реакция Т(2) мягко направляет на переживание, на внутренний
мир. Но здесь терапевт как бы вне «снежного кома», он не с клиентом. Реакция Т(3) —
интеллектуальная реакция поиска причин. Реакция Т(4) — реакция, в которой отсутствует эмпатия.
Клиент готов идти дальше в свой опыт, в свое переживание, но реакция Т(4) блокирует его. Вопрос о
самоконтроле — это вопрос, выводящий клиента из переживания.
Интересные результаты получены при анализе вербальных реакций самого Роджерса на
высказывания клиентов в ходе терапии (терапевтические интервью, проведенные с 1950 по 1986 г.).
Было выделено шесть категорий вербальных реакций Роджерса, которые в сумме составляют 100%. Это
следующие категории: 1) эмпатическое сопровождение; 2) ответы на вопросы клиента; 3) наводящие
вопросы; 4) терапевтические комментарии; 5) терапевтическая оценка (интерпретация); 6)
терапевтическое согласие с клиентом. Оказалось, что большинство реакций попадали в категорию
«эмпатическое сопровождение» (соответственно в различных интервью доля этих ответов колебалась от
55 до 98%). Самый низкий процент терапевтических реакций составляли «ответы на вопросы» (от 10 до
25%).
Также изучалась такая категория терапевтических реакций, как «ответы на вопросы» в 10
интервью. Из десяти клиентов только четверо задавали вопросы психотерапевту. Всего было задано 32
вопроса. Реакция на вопрос — это реакция терапевта, следующая сразу после вопроса и связанная с
вопросом. Выделяют три категории вопросов клиентов: 1) вопросы, в которых клиент спрашивает,
понимает ли его терапевт (например: «Вы поняли, что я пытался сказать?»); 2) вопросы, в которых
клиент просит терапевта дать какую-либо информацию (например: «Вы заметили, что я двигаю
ногами?»); 3) вопросы, в которых клиент просит оценки, совета, разрешения, объяснения и т. п.
(например: «Доктор Карл, согласны ли вы, что брак и старение взаимосвязаны?»). Все ответы Роджерса
на первую группу вопросов носили прямой характер (клиент: «Вы понимаете, что это значит?» —
Роджерс: «Несомненно, да»), при этом в ряде случаев — с эмпатическим сопровождением. Реакции
Роджерса на вторую категорию вопросов также в большинстве своем являются прямыми ответами
(клиент: «Если человек не хочет жить и не видит смысла жизни, с чем может быть связано его душевное
беспокойство?» — Роджерс: «С тем, что он не чувствует себя счастливым...»). На вопросы третьей
категории Роджерс по большей части также давал прямые ответы. Таким образом, на 60% вопросов
Роджерс давал прямые ответы. Это означает, что терапевт должен быть честным, открытым и
«прозрачным» с клиентом.
Еще один вопрос: следует ли в ходе терапии давать советы? Роджерс говорил, что если он знает
оптимальное решение для клиента, то он сообщит ему это решение. Некоторые терапевты достаточно
категоричны в этом вопросе. Так, психотерапевт из Лондона Д. Бак в одной из своих лекций сказал, что
за 20 лет работы у него ни разу не было такого чувства, что он знает оптимальное решение для клиента.
Важно, продолжал он, чтобы клиент чувствовал, что я хочу быть с ним, когда он будет искать это
решение. Совет, если он и дается, должен исходить не из интеллектуального взвешивания «за» и
«против», а из переживаний клиента. Это означает, что совет терапевта, который имел опыт
аналогичных переживаний и внутренней работы (в противном случае совет вряд ли возможен), может
быть воспринят не сразу, а после определенного внутреннего движения клиента.
Обучение клиент-центрированной психотерапии — это прежде всего погружение в опыт
переживания, качественных отношений. К техникам же человек как бы «дозревает». При этом техники
не имеют статуса техники в точном значении этого слова. Подход Роджерса — это скорее стиль жизни,
чем просто профессиональная техника.
Современное состояние и тенденции развития клиент-центрированной терапии
Различные психотерапевтические походы и направления нередко описывают как
харизматические: во-первых, во главе каждого такого направления стоит явный харизматический лидер,
Hosted by uCoz