имеющий «свое» мировоззрение, в концентрированном виде отражающее одно из «биений» эпохи; во-
вторых, язык психотерапии (концепции личности, формирования психопатологии и
психотерапевтического изменения клиента) каждого направления настолько специфичен и
метафоричен, что непереводим на другие психотерапевтические языки. Метафорическое описание
человека и психотерапевтического процесса очень мало напоминает то, что можно было бы назвать
«объективными» закономерностями психотерапевтического процесса. Именно поэтому в научном
(особенно медицинском) сообществе предпринимаются попытки описать процесс формирования и
терапии психопатологических и психосоматических расстройств на языке нейрофизиологии. Это вовсе
не значит, что психологическая психотерапия находится на «донаучном» этапе формирования
психотерапии или что она в принципе неверна. Напротив, в реальном живом процессе психотерапии
происходит то, что объективное научное знание сегодня описать не может. Такой статус
психологической психотерапии объясняет ее некоторый консерватизм трудно отойти от
харизматической традиции. Отход от традиции субъективно воспринимается как «измена отцу», как
завышенные претензии и амбиции сыновей (последователей). Кроме того, система подготовки
психотерапевтов сильно канонизирована, опирается на достаточно жесткие традиции. Вместе с тем в
последние годы наметилась тенденция радикальных преобразований различных психотерапевтических
направлений.
Современное состояние человек-центрированноого подхода (PCА) представлено в
нижеприведенных тезисах. Причем это взгляд человека не извне РСА, а, напротив, того, кому близок
этот подход, кто работает в его рамках, кто разделяет его ценности.
Во-первых, для современного человек-центрированного подхода характерна размытость
концептуальных границ. Подход Роджерса является хорошей метафорой человека, и вряд ли его
основополагающие понятия («самоактуализирующая тенденция», «полностью функционирующая
личность» [В работе Роджерса «Взгляд на психотерапию: Становление личности» (М., 1994) понятие
full function personality было переведено как «полноценно функционирующая личность», что, на наш
взгляд, неправомерно, так как Роджерс подчеркивал момент объема реализующихся личностных
функций, а не давал оценку качества функционирования личности.], «эмпатия», «безусловное
позитивное отношение к клиенту» и т. п.) имеют теоретический статус. Это те квазиконцептуальные
образования, которые скорее нужно научиться чувствовать, переживать как некоторые экзистенции. Их
понимание без переживания невозможно, как невозможно чисто технически обеспечить необходимые и
достаточные условия терапевтического изменения клиента. Попытка придать основополагающим
«понятиям» гуманистической психологии концептуальный статус приводит к определенным
недоразумениям. Они кажутся либо тривиальными, а потому пустыми (так, один уважаемый профессор
в своем выступлении на украинско-американском семинаре по гуманистической психологии прямо
заявил, что все эти понятия являются лишь лозунгами), либо недостаточно проработанными (отсюда и
теоретическая простота подхода очень мало объяснительных переменных). Здесь много чувств,
переживаний, того, что можно обозначить как «личностное», и мало теории. Границы PCA-терапии
задаются очень метафорично и личностно. Возникает ситуация, когда под вывеской «клиент-
центрированной терапии» уживаются совершенно разные, а порой и взаимоисключающие стили и
практики терапии. Критерий директивностинедирективности является в известной мере внешним,
определяющим лишь стиль поведения психотерапевта (жесткий, направляющий, улыбающийся,
приветливый, отцовский, материнский и т. п.). Чарльз Девоншир, директор центра кросс-культурной
коммуникации в США, утверждал, что главное не стиль (директивный или недирективный) терапии, а
качество контакта психотерапевта с клиентом. Теория, содержащая минимум объяснительных
категорий, относящаяся к разряду линейных схем (концепция «если..., то...»), вряд ли может задать
достаточно четкие рамки терапевтического подхода. Такая концептуальная размытость, с одной
стороны, предотвращает клиширование и терапевтов, и терапии, а с другой размывает
специфические границы терапии. На практике это означает, что нет ничего проще, чем назваться
роджерианцем, компрометируя сам подход. Особенно это актуально для стран СНГ, в которых
закончить сертифицированные учебные курсы PCA-терапии довольно проблематично и где каждый
желающий может назваться PCA-терапевтом и фасилитатором групп встреч без соответствующей
подготовки.
Второй характерной чертой современного человек-центрированного подхода является
терапевтический эклектизм. Это совершенно нормальное явление для психотерапевтов, но оно создает
ряд проблем для самой психотерапии. Сочетаются совершенно противоположные, несочетаемые
подходы. Так, известный голландский клиент-центрированный терапевт Й. Хейзинга сочетает PCA-
|