3. Сверхгенерализация. В этом случае из одного или нескольких изолированных эпизодов
выводится общее правило, которое распространяется на широкий круг ситуаций. Например, после
эпизода неразделенной любви женщина делает вывод: «Меня никто и никогда не полюбит». Иными
словами, такой индивид убежден, что если что-либо истинно для одной ситуации, то относится и ко
всем более-менее похожим ситуациям.
4. Преувеличение и минимизация. Пример преувеличения: «Если я получу двойку на экзамене
это будет катастрофой»; пример минимизации: «Ничего страшного с моей грудью не происходит»
(мысли женщины с симптомами рака груди).
5. Персонализация. Приписывание себе ответственности за поведение других, например: «Я его
чем-то обидел». Базовое убеждение здесь следующее: «Только я в ответе за собственные неудачи,
промахи и жизненные ошибки». Этот тип искажения может быть назван чрезмерной ответственностью.
6. Дихотомическое мышление («черно-белое» восприятие). Возможны только полный успех
или полное поражение, люди только хорошие или только плохие.
7. Принятие на свой счет:
«Когда у меня что-то не получается, это очевидно для всех и
привлекает всеобщее внимание».
В ходе терапии следует помочь клиенту осознать вышеприведенные типы когнитивных
искажений.
Психотерапия включает в себя следующие этапы.
I этап идентификация (опознание) неадаптивных мыслей
С этой целью используются техники сосредоточения на мыслях, возникающих в реальных
психотравмирующих ситуациях (наблюдение in vivo), и «проигрывания» психотравмирующей ситуации
в воображении (имагинальная техника, наблюдение in vitro). При этом пациента просят наблюдать за
возникающими автоматическими мыслями. Помимо этого используются вопросы, позволяющие
пациенту продвинуться к глубинным, плохо осознаваемым неадаптивным убеждениям.
Наиболее популярным методом когнитивной психотерапии является «сократический диалог». В
рамках этого метода терапевт задает такие вопросы, которые позволяют пациенту, во-первых,
прояснить или определить собственную проблему, а во-вторых, идентифицировать (прояснить)
собственные неадаптивные мысли, убеждения и образы.
Вопросы терапевта позволяют вскрыть основополагающие убеждения мифологии пациента. Раз
за разом терапевт спрашивает «А что в этом плохого?», и так продолжается до тех пор, пока пациент
уже не может найти объяснения и повторяет одно и то же. Например, когда терапевт спрашивает: «Что
плохого в том, что вас критикует незнакомый человек?», пациент недоумевает: «Само собой, это плохо.
Это плохо, и все. Что тут объяснять?». Когда обнаружены такие глубинные убеждения, начинается их
терапия.
Неадаптивные мысли характеризуются двумя дихотомиями: опасность-безопасность и боль-
удовольствие. В качестве примеров автоматических мыслей первой группы можно привести
следующие: «Ужасно, если кто-то будет плохо обо мне думать»; «Близкие простят мне все, а с
незнакомыми нужно быть повнимательнее» (люди с такими мыслями очень скованны в незнакомой
компании); «Люди не любят слабостей» (такое убеждение делает человека скрытным, чтобы никто не
узнал о его семейных, профессиональных и иных проблемах). Примерами автоматических мыслей
второй группы будут следующие: «Чтобы быть счастливым, нужно, чтобы все вокруг тебя любили»;
«Чтобы быть счастливым, нужно достигать успеха в любом деле»; «Если он меня не любит, я
никчемна».
II этап когнитивной психотерапии отдаление
Суть этапа состоит в том, что пациент должен встать в объективную позицию по отношению к
собственным мыслям, т. е. отдалиться от них. На первом этапе неадаптивная мысль выявлена
(например, «Я слаб и беспомощен»), и теперь пациент понимает, что эта мысль есть, что она мешает,
вызывает эмоциональные и поведенческие проблемы. На втором этапе терапии пациент должен
усомниться в проблеме, сделать ее гипотезой, посмотреть на нее со стороны. Призывы терапевта
мыслить конструктивно обычно не помогают: пациент осознает свою мысль, но не сомневается в ее
истинности и не рассматривает ее как неадаптивную. Отстранение подразумевает три компонента:
1) осознание автоматизма «плохой» мысли, ее самопроизвольности, чуждости Я;
2) осознание того, что «плохая» мысль неадаптивна, т. е. вызывает страдание;
3) появление сомнений в истинности неадаптивной мысли.
Обычно пациент достаточно легко осознает неадаптивность и ложность «плохой» мысли, но
добиться отчуждения этой мысли от Эго значительно труднее. Бек приводит следующий
|