психотерапевт помогает ребенку справиться с психотравмирующим объектом, овладеть им (в
нормальной ситуации огнем мы всегда управляем, ребенок же, переживший пожар, чувствует
неуправляемость, фатальность огня) и тем самым десенсибилизировать.
Существуют различные модификации техники десенсибилизации. Например, в НЛП
предложены техники наложения и «взмаха» (описание приведено ниже), техника просматривания
психотравмирующей ситуации от конца к началу (когда нарушается привычный навязчивый цикл
воспоминаний) и т. п. Десенсибилизация как направление психотерапевтической работы в той или иной
форме присутствует во многих техниках и подходах психотерапии. В некоторых случаях такая
десенсибилизация становится самостоятельной техникой, например техника десенсибилизации
движением глаз Ф. Шапиро.
Одной из распространенных методик поведенческой психотерапии является техника
наводнения. Суть техники состоит в том, что длительная экспозиция психотравмирующего объекта
приводит к запредельному торможению, которое сопровождается утерей психологической
чувствительности к воздействию объекта. Пациент вместе с терапевтом оказывается в
психотравмирующей ситуации, которая вызывает страх (например, на мосту, на горе, в закрытой
комнате и т. п.). Пациент находится в этой ситуации «наводнения» страхом до тех пор, пока страх не
начнет уменьшаться. Это, как правило, занимает час-полтора. Пациент не должен засыпать, думать о
постороннем и т. п. Он должен полностью погрузиться в страх. Число сеансов наводнения может
варьироваться от 3 до 10. В ряде случаев эта техника применяется и в групповой форме.
Существует также техника наводнения в форме рассказа, которая получила название имплозии.
Терапевт составляет рассказ, в котором отражаются основные страхи пациента. Например, у одной
клиентки после операции удаления груди возник страх возврата онкологического заболевания, а в связи
с этим страх смерти. Женщина имела навязчивые мысли о возникновении у нее симптомов рака. Эта
индивидуальная мифология отражала ее наивные знания о болезни и ее проявлениях. В рассказе должна
быть использована эта индивидуальная мифология рака, так как именно она вызывает страх. Во время
рассказа пациентка может переживать умирание, плакать, ее может трясти. В этом случае важно
учитывать адаптационные возможности пациента. Если травма, представленная в рассказе, превышает
возможности совладания пациента, то у него могут сформироваться достаточно глубокие психические
расстройства, требующие неотложных лечебных мероприятий. Именно по этой причине техники
наводнения и имплозии в отечественной психотерапии используются крайне редко.
Техника аверзии является еще одним вариантом поведенческой психотерапии. Суть техники
состоит в наказании за неадаптивную реакцию или «плохое» поведение. Например, при педофилии
мужчине предлагают просматривать видеозапись, в которой показаны объекты влечения. При этом на
член пациента накладываются электроды. При возникновении эрекции, вызванной просмотром
видеозаписи, пациент получает слабый разряд электрического тока. При нескольких повторениях связь
«объект влечения эрекция» нарушается. Демонстрация объекта влечения начинает вызывать страх и
ожидание наказания.
При лечении энуреза ребенку накладывают электроды специального аппарата так, что при
мочеиспускании во время ночного сна замыкается цепь и ребенок получает электрический разряд (или
будящий звуковой сигнал). При использовании такого аппарата в течение нескольких ночей энурез
исчезает. Как отмечают в литературе, эффективность техники может доходить до 70%. Данная техника
используется и при лечении алкоголизма. Группе алкоголиков дают выпить водку с добавленным в нее
рвотным препаратом. Сочетание водки и рвотного вещества, как предполагается, должно приводить к
аверзии по отношению к алкоголю. Вместе с тем данная техника не доказала своей эффективности и в
настоящее время практически не применяется. Однако существует отечественный вариант лечения
алкоголизма с помощью техники аверзии. Это известный метод А. Р. Довженко, представляющий собой
вариант эмоционально-стрессовой психотерапии, когда пациента запугивают всевозможными грозными
последствиями при продолжении злоупотребления алкоголем и на этом фоне предлагают программу
трезвого образа жизни. С помощью техники аверзии также лечат заикание, сексуальные перверсии и др.
Техника формирования коммуникативных навыков считается одной из наиболее
эффективных. Многие проблемы человека определяются не какими-то глубинными, скрытыми
причинами, а отсутствием навыков коммуникации. В технике научающей структурной психотерапии А.
П. Гольдштейна предполагается, что освоение конкретных навыков коммуникации в той или иной
сфере (семейной, профессиональной и т. п.) позволяет решить многие проблемы. Техника состоит из
нескольких этапов. На первом этапе собирается группа лиц, заинтересованных в решении какой-либо
коммуникативной проблемы (например, люди, у которых возникли проблемы в супружеских
|