прямая спина, упругие, пружинистые ноги, легкие плечи, легкое, свободное дыхание и т. п.
Десенсибилизация травмирующих ситуаций поражений состояла в том, что клиентка
последовательно погружалась в воспоминание о каждой из этих ситуаций, находясь при этом в
позитивных переживаниях и телесных ощущениях. После того как воспоминания о ситуациях
поражений перестали ее травмировать и не находили отклика в теле (напряжения, тревоги, ощущения
бессилия, затруднения вдоха и т. п.), можно было констатировать, что прошлые травмы прекратили
оказывать негативное воздействие на настоящее и будущее.
Следующим шагом психотерапии явилась десенсибилизация психотравмирующего образа
будущего поражения, который сложился под влиянием прошлых поражений. В связи с тем что эти
прошлые поражения перестали поддерживать негативный образ будущего (ожидание поражения), стала
возможной его десенсибилизация. Клиентку просили представить свою будущую соперницу (а она ее
знала и имела опыт боев с ней), стратегию и тактику своего выступления. Клиентка представляла все
это, находясь в позитивном состоянии уверенности.
В ряде случаев научить клиента релаксации довольно трудно, так как он может отказываться от
любой самостоятельной работы, необходимой для освоения этой техники. Поэтому мы используем
модифицированную технику десенсибилизации: пациент сидит в кресле или лежит на кушетке, а
терапевт делает ему «массаж» воротниковой зоны. Цель такого массажа расслабить клиента,
добиться того, чтобы он положил голову на руки терапевта. Как только это происходит, терапевт
просит клиента рассказать о психотравмирующей ситуации. При малейших признаках напряжения
клиента отвлекают, задавая ему посторонние вопросы, уводящие от психотравмирующих
воспоминаний. Клиент должен повторно расслабиться, а затем его снова просят рассказать о травме
(неудачном сексуальном опыте, страхах в отношении предстоящего сексуального контакта, боязни
войти в метро и т. п.). Задача терапевта состоит в том, чтобы помочь клиенту рассказать о психотравме,
не выходя из расслабленного состояния. Если клиент в состоянии многократно говорить о психотравме,
оставаясь спокойным, то можно считать, что психотравмирующая ситуация десенсибилизирована.
У детей в качестве позитивного переживания используют эмоцию радости. Например, для
десенсибилизации темноты в случае страха перед ней (быть в темной комнате, пройти через темный
коридор и т. п.) ребенку предлагают поиграть в жмурки в компании друзей. Первый шаг психотерапии
состоит в том, что детям предлагают играть в жмурки в освещенной комнате. Как только ребенок,
страдающий страхом темноты, увлекается игрой, чувствует радость и эмоциональный подъем,
освещенность комнаты начинают постепенно уменьшать вплоть до того, что ребенок играет в темноте,
радуясь и совершенно не замечая, что вокруг темно. Это вариант игровой десенсибилизации.
Известный детский психотерапевт А. И. Захаров (Захаров, с. 216) описывает игровую
десенсибилизацию у ребенка, боявшегося громких звуков из соседних квартир. Первый этап
актуализация ситуации страха. Ребенка оставляли одного в закрытой комнате, а его отец стучал в дверь
игрушечным молоточком, одновременно пугая сына криками «У-у!», «А-а!». С одной стороны, ребенок
пугался, но с другой понимал, что отец балуется, играет с ним. Ребенка переполняли смешанные
чувства радости и настороженности. Затем отец открывал дверь, вбегал в комнату и молоточком
начинал «бить» сына по попке. Ребенок убегал, опять-таки переживая и радость, и испуг. На втором
этапе происходил обмен ролями. Отец находился в комнате, а ребенок «пугал» его, стуча молотком в
дверь и издавая грозные звуки. Затем ребенок вбегал в комнату и преследовал отца, который в свою
очередь демонстративно пугался и пытался уклониться от ударов игрушечного молотка. На этом этапе
ребенок идентифицировал себя с силой стуком и одновременно видел, что его воздействие на отца
вызывает лишь улыбку и является вариантом веселой игры. На третьем этапе осуществлялось
закрепление новой формы реакции на стук. Ребенок, как на первом этапе, находился в комнате, а отец
его «пугал», но теперь это вызывало только смех и улыбку.
Существует также рисуночная десенсибилизация страхов, которая, по данным А. И. Захарова,
эффективна для детей в возрасте 6-9 лет. Ребенка просят нарисовать психотравмирующий объект,
вызывающий страх, собаку, огонь, турникет в метро и т. п. Первоначально ребенок рисует большой
огонь, громадную черную собаку, большие черные турникеты, самого же ребенка на рисунке нет.
Десенсибилизация состоит в уменьшении размеров огня или собаки, изменении их зловещего цвета, в
том, чтобы на краю листа ребенок мог нарисовать и себя. Манипулируя размерами
психотравмирующего объекта, его цветом (одно дело большая черпая собака, другое белая
собачка с голубым бантом), дистанцией на рисунке между ребенком и психотравмирующим объектом,
величиной самого ребенка на рисунке, присутствием на рисунке дополнительных фигур (например,
матери), названиями объектов (собаку Рекс всегда больше боятся, чем собаку Пупсик) и т. п.,
|