мышцы сгибателей и разгибателей туловища, шеи, плечевого пояса, наконец, мышцы лица, глаз, языка,
гортани и мышцы, участвующие в мимике и речи.
Второй этап (собственно дифференцированная релаксация). Клиент в положении сидя учится
напрягать и расслаблять мускулатуру, не участвующую в поддержании тела в вертикальном положении;
далее расслаблять при письме, чтении, речи мышцы, не участвующие в этих актах.
Третий этап (заключительный). Клиенту путем самонаблюдения предлагается установить,
какие группы мышц напрягаются у него при различных отрицательных эмоциях (страхе, тревоге,
волнении, смущении) или болезненных состояниях (при болях в области сердца, повышении
артериального давления и т. п.). Затем посредством релаксации локальных мышечных групп можно
научиться предупреждать или купировать отрицательные эмоции или болезненные проявления.
Упражнения по прогрессивной мышечной релаксации осваиваются обычно в группе из 8-12
человек под руководством опытного психотерапевта. Групповые занятия проходят 2-3 раза в неделю.
Кроме того, сеансы самообучения клиенты проводят самостоятельно 1-2 раза в день. Каждый сеанс
продолжается от 30 минут (индивидуальный) до 60 минут (групповой). Весь курс обучения занимает от
3 до 6 месяцев.
После того как техника прогрессивной мышечной релаксации освоена и в поведенческом
репертуаре клиента возникла новая реакция реакция дифференцированной релаксации, можно
приступать к десенсибилизации. Десенсибилизация бывает двух видов: имагинальная (в воображении,
in vitro ) и реальная (in vivo).
При имагинальной десенсибилизации терапевт располагается рядом с сидящим (лежащим)
клиентом. Первый шаг клиент погружается в состояние релаксации.
Второй шаг терапевт просит клиента представить первый объект из иерархии психогенных
стимулов (маленькую собачку, гениталии 3-летнего ребенка, выход на улицу и т. п.). Задача пациента
состоит в том, чтобы пройти через воображаемую ситуацию без напряжения и страха.
Третий шаг состоит в том, что, как только возникают какие-либо признаки страха или
напряжения, пациента просят открыть глаза, снова релаксироваться и опять войти в ту же ситуацию. К
следующему стрессогенному объекту переход осуществляется тогда и только тогда, когда завершена
десенсибилизация первого объекта иерархии. В ряде случаев пациента просят информировать терапевта
о возникновении тревоги и напряжения указательным пальцем правой или левой руки.
Таким путем последовательно десенсибилизируются все объекты выявленной иерархии. Когда в
воображении пациент способен пройти через все объекты, т. е. выйти из дома, дойти до булочной и
пойти дальше, влезть на стул, спокойно смотреть на мужские гениталии, десенсибилизация считается
завершенной. Сеанс длится не более 40-45 минут. Как правило, для десенсибилизации страха требуется
10-20 сеансов.
Релаксация не является единственным ресурсом, позволяющим справиться со стрессогенным
объектом. Более того, в ряде случаев она противопоказана. Например, у одной девушки 15 лет,
спортсменки-фехтовальщицы, после двух поражений подряд сформировался синдром тревожного
ожидания проигрыша. В воображении она постоянно проигрывала пугающие ситуации поражения. В
таком случае релаксация, погружающая в ситуацию проигрыша, могла бы сделать пациентку
спокойнее, но не помогла бы ей выиграть. В данном случае ресурсным переживанием может быть
уверенность.
Понятие ресурсного переживания или состояния используется в нейролингвистическом
программировании (НЛП) и не является специфичным для поведенческой или какой-либо другой
психотерапии. Вместе с тем поведенческая психотерапия связана с возможностями использования
позитивного (ресурсного) состояния для изменения реакции на психотравмирующий стимул. В
вышеприведенном случае уверенность может быть найдена в прошлом спортсменки в ее победах.
Эти победы сопровождались определенным психоэмоциональным подъемом, уверенностью и особыми
ощущениями в теле. Самое главное в данном случае помочь клиентке восстановить в себе эти
забытые ощущения и переживания, с одной стороны, и иметь возможность быстрого доступа к ним с
другой. Клиентку просили подробно рассказать о своей самой главной победе последних лет.
Первоначально она рассказывала об этом очень отстраненно: говорила о внешних фактах, но ничего не
сообщала о своих переживаниях радости и соответствующих ощущениях в теле. Это означает, что
позитивный опыт и позитивные переживания диссоциированы и прямого доступа к ним нет. В процессе
воспоминаний собственной победы клиентку просили вспомнить как можно больше деталей, связанных
с внешними событиями, как она была одета, как ее поздравляли с победой, какова была реакция
тренера и т. п. После этого стало возможным «зайти» во внутренние переживания и ощущения в теле
|