Navigation bar
  Print document Start Previous page
 280 of 325 
Next page End  

Поэтому следует построить иерархию психотравмирующих стимулов. Величина шага в этой иерархии
должна быть небольшой. Например, если женщина имеет отвращение к мужским половым органам, то
иерархию можно начать с фотографии голого ребенка 3 лет. Если сразу после этого предъявить
фотографию голого подростка 14-15 лет, то шаг окажется очень большим. Клиентка в данном случае не
сможет десенсибилизировать мужские гениталии при предъявлении второй фотографии. Поэтому
иерархия стрессогенных стимулов должна включать 15-20 объектов.
Не менее важно правильно организовать стимулы. Например, у ребенка наблюдается страх
экзаменов. Можно выстроить иерархию учителей от менее «страшного» к более «страшному» и
последовательно десенсибилизировать их, а можно построить иерархию психотравмирующих стимулов
по принципу временной близости к экзаменам: проснулся, умылся, сделал зарядку, позавтракал, собрал
портфель, оделся, пошел в школу, пришел в школу, подошел к двери класса, зашел в класс, взял билет.
Первая организация стимулов полезна в том случае, когда ребенок боится преподавателя, а вторая — в
том случае, когда ребенок боится собственно ситуации экзаменов, при этом хорошо относясь к
учителям и не страшась их.
Если человек боится высоты, то следует выяснить, в каких конкретно ситуациях в своей жизни
он сталкивается с высотой. Например, это могут быть ситуации на балконе, на стуле во время
вкручивания лампочки, в горах, на канатной дороге и т. п. Задача клиента состоит в том, чтобы
вспомнить как можно больше ситуаций в своей жизни, в которых он сталкивался и сталкивается со
страхом высоты, и расположить их в порядке усиления страха. У одной из наших пациенток возникали
сначала дыхательный дискомфорт, а потом все более усиливающиеся ощущения удушья при выходе из
дома. Причем чем дальше клиентка отходила от дома, тем больше этот дискомфорт был выражен.
Дальше некоторой черты (для нее это была булочная) она могла ходить только в чьем-либо
сопровождении и с постоянным ощущением удушья. Иерархия стрессогенных стимулов в данном
случае строилась на принципе удаленности от дома.
Универсальным ресурсом, который позволяет справиться со многими проблемами, является
релаксация. Если человек расслаблен, то ему гораздо легче справиться со многими ситуациями:
например, подойти к собаке, отойти подальше от дома, выйти на балкон, сдать экзамен, пойти на
сближение с сексуальным партнером и т. п. Для того чтобы ввести человека в состояние релаксации,
используется техника прогрессивной мышечной релаксации по Е. Джекобсону.
В основе техники лежит известная физиологическая закономерность, заключающаяся в том, что
эмоциональное напряжение сопровождается напряжением поперечно-полосатых мышц, а успокоение —
их релаксацией. Джекобсон предположил, что расслабление мускулатуры влечет за собой снижение
нервно-мышечного напряжения.
Кроме того, занимаясь регистрацией объективных признаков эмоций, Джекобсон заметил, что
различному типу эмоционального реагирования соответствует напряжение определенной группы
мышц. Так, депрессивное состояние сопровождается напряжением дыхательной мускулатуры, страх —
спазмом мышц артикуляции и фонации и т. п. Соответственно, снимая, посредством
дифференцированной релаксации
[Под релаксацией Е. Джекобсон понимал не только релаксацию
мышц, но и состояние, противоположное психической активности.],
напряженность той или иной
группы мышц, можно избирательно влиять на отрицательные эмоции.
Джекобсон полагал, что каждая область мозга связана с периферическим нейромускулярным
аппаратом, образуя церебронейромускулярный круг. Произвольная релаксация позволяет влиять не
только на периферическую, но и на центральную часть этого круга.
Прогрессивная мышечная релаксация начинается с беседы, в процессе которой психотерапевт
объясняет клиенту механизмы лечебного воздействия мышечной релаксации, подчеркивая, что
основной целью метода является достижение произвольного расслабления поперечно-полосатых мышц
в состоянии покоя. Условно выделяют три этапа освоения техники прогрессивной мышечной
релаксации.
Первый этап (подготовительный). Клиент ложится на спину, сгибает руки в локтевых суставах
и резко напрягает мышцы рук, вызывая тем самым ясное ощущение мышечного напряжения. Затем
руки расслабляются и свободно падают. Так повторяется несколько раз. При этом внимание
фиксируется на ощущении мышечного напряжения и расслабления.
Следующее упражнение — сокращение и расслабление бицепсов. Сокращение и напряжение
мышц должно быть сначала максимально сильным, а затем все более и более слабым (и наоборот). При
этом упражнении необходимо зафиксировать внимание на ощущении самого слабого напряжения
мышц и полного их расслабления. После этого клиент упражняется в умении напрягать и расслаблять
Hosted by uCoz