Navigation bar
  Print document Start Previous page
 288 of 325 
Next page End  

Для определения репрезентативных систем в 1982 г. Б. Льюис и Ф. Пуцелик предложили БИАС-
тест (см. Приложение).
Не менее эффективными «ключами доступа» к процессам обработки информации являются
глазодвигательные паттерны. Это нистагмоидные движения глазных яблок, сформировавшиеся в
результате сложных анатомо-физиологических процессов. Поняв значение этих паттернов,
психотерапевт может получить доступ к внутренним психическим процессам, а «отзеркаливая» эти
паттерны и заставляя клиента двигать глазами («ведение») в нужном направлении — направлять и
регулировать внутренние переживания.
Схема глазных сигналов доступа
Право
Лево
Визуально
сконструированные образы
Концентрация внимания на
воспоминаниях, эйдетическая
память
Визуально вспоминаемые образы
Аудиально
сконструированные звуки
Концентрация внимания па
внешних или внутренних
объектах
Аудиально вспоминаемые звуки
Кинестетические ощущения
Концентрация внимания па
внутренних переживаниях
Аудиальный дискретный
(внутренний) диалог
Процесс определения психотерапевтом модальных систем и стратегий обработки информации
посредством специальных вопросов и отслеживания глазодвигательных реакций называется
калибровкой. Например: «Вспомните, как сегодня начиналось ваше утро» или «Как вы узна¸те, что
боитесь?».
При калибровке активно используется работа с неосознаваемыми невербальными ответами.
Так, например, психотерапевт может задавать вопросы, изначально предполагающие однозначно
положительный или отрицательный ответ, сосредоточивая внимание на типичных невербальных
компонентах, сопровождающих каждый вариант (расширение зрачков, изменение дыхания, мелкая
моторика и т. п.).
У каждой модальности, в свою очередь, имеются субмодальности,
вносящие более тонкие
нюансы в восприятие мира. Количество субмодальностей бесчисленно, но в повседневной жизни
используются только некоторые из них. Приведем перечень основных субмодальностей, наиболее
распространенных в психотерапевтической практике.
Визуальные субмодальности:
1) цветной или черно-белый характер изображения;
2) наличие или отсутствие рамки;
3) наличие или отсутствие глубины (двух- или трехмерный характер изображения);
4) местоположение (слева или справа, вверху или внизу);
5) расстояние от субъекта до изображения;
6) яркость;
7) контрастность;
8) резкость;
9) наличие или отсутствие движения (фильм или фотография, картинка);
10) при наличии движения — его скорость (быстрее или медленнее обычной скорости);
11) количество (отдельная сцена или множество образов);
12) размер;
Аудиальные субмодальности:
1) стерео или монозвук;
2) речь или другие звуки;
3) громкость;
4) если речь, то ее тон (мягкий или резкий);
5) тембр (насыщенность звука);
6) местоположение источника звука;
7) расстояние до источника звука;
8) длительность звучания;
Hosted by uCoz