9) непрерывность или дискретность звучания;
10) скорость воспроизведения (быстрее или медленнее обычного).
Кинестетические субмодальности:
1) локализация;
2) интенсивность;
3) давление (сильное или слабое);
4) степень;
5) текстура;
6) вес;
7) температура;
8) длительность воздействия;
9) форма.
Опыт НЛП показывает, что изменение субмодальностей влияет не только на восприятие, но и
приводит к изменению мышления и поведения человека. Так, например, увеличение такой
субмодальности, как яркость воспринимаемого зрительного образа, усиливает интенсивность
ощущений, а уменьшение яркости наоборот. То же самое происходит при изменении размера
воспринимаемой картины. С увеличением картины ощущения обостряются, а как только она
уменьшается, ощущения становятся более тусклыми. Заметим, что изменения субмодальностей должны
производиться в контексте с ожидаемым эффектом. Например, усиление яркости картины может
притупить остроту восприятия. Точно так же увеличение с одновременным приближением картины
может исказить воспринимаемый образ, сделать его нелепым.
Техника работы с субмодальностями заключается в том, что психотерапевт постепенно меняет
один из параметров восприятия (размер, расстояние, яркость, цвет, четкость и т. п.), отслеживая
взаимосвязь с изменениями эмоционального состояния клиента. Так, например, воображаемая картинка
предполагаемой неудачи, служащая пусковым механизмом фобии, может качественно и количественно
менять переживания клиента по поводу прогнозируемой ситуации в зависимости от просьбы терапевта
сделать ее цветной/черно-белой, близкой/удаленной, четкой/размытой и т. д.
Один из самых мощных параметров, усиливающих или уменьшающих остроту восприятия
ассоциированность/диссоциированность. В данном случае под ассоциированным восприятием
понимается ситуация, когда клиент видит себя внутри воспринимаемой картинки (обычно такое
восприятие оперирует эйдетическими образами). Диссоциированное восприятие это восприятие,
которое конструируется, воспринимается как бы со стороны, с чужой точки зрения. Согласно законам
НЛП, ассоциированное восприятие усиливает переживание, диссоциированное уменьшает. Поэтому
большинство психотерапевтических техник направлено на диссоциацию от травматических
переживаний и ассоциацию с положительными эмоциями.
В НЛП считается, что эмоциональная холодность, упрощенность и схематичность возникают из-
за того, что в восприятии человека доминирует какая-то одна модальность. Например, человек с
доминированием визуальной системы легко может представить яблоко, которое будет существовать
лишь в визуальной модальности, без запаха, вкуса, ощущений тяжести и упругости и т. и.
Для расширения спектра модальностей применяется техника наложения. Наложение
начинается с первичной репрезентативной системы. Если это, как в приведенном примере, визуальная
система, клиента просят представить яблоко. Используя соответствующие вербальные предикаты,
психотерапевт может путем постепенного наложения одной близкой субмодальности на другую
перейти от солнечного света к шуму ветра в кроне дерева, тяжести яблока в руке, терпкому вкусу и т. п.
Работа с субмодальностями применяется в технике принятия решений,
направленной на
проработку сомнений и неуверенности, которые часто предшествуют принятию важных решений. Для
начала терапевт просит клиента подумать о сомнениях, мешающих принятию решения. После этого
клиент должен определить, что в данной ситуации ему полностью попятно и не вызывает сомнений или
затруднений. Далее терапевт и клиент сравнивают, какими субмодальностями сомнение отличается от
понимания? Размером картины? Яркостью? Контрастностью? Удаленностью? Подвижностью? Как
только обнаруживаются как минимум два различия, клиент пробует изменить картинку сомнения таким
образом, чтобы она стала похожа на картинку понимания. Если это не получается, клиент и терапевт
ищут дополнительные различия, после чего процесс повторяется.
Подобная же работа проводится и с такими более устойчивыми образованиями, как убеждения.
НЛП определяет убеждения как принципы, позволяющие осмыслять мир и обеспечивающие
устойчивость и непрерывность жизни. Убеждения действуют как сильные фильтры восприятия.
|