Navigation bar
  Print document Start Previous page
 290 of 325 
Next page End  

События интерпретируются в терминах убеждений, и исключения лишь подтверждают правила.
Именно на убеждениях основаны эффекты самооправдывающихся пророчеств. Позитивные убеждения
являются теми ключами, которые запускают способности, негативные — создают негативный контекст
для оценки настоящей ситуации и программируют мозг на неудачу в будущем. [Говоря об
ограничивающих убеждениях, последователи НЛП любят приводить биологический пример работы
глаз лягушки. Лягушка видит большинство объектов в своем непосредственном окружении, но
реагирует лишь на те предметы, которые движутся и имеют определенную форму (характеристики
насекомых, которыми она питается). Но в силу этого лягушка будет обречена на голодную смерть в
коробке, полной мертвых мух.]
Для проверки того, насколько убеждения укоренены в реальности, в
НЛП используется техника «как бы» — клиента просят «как бы» сделать то, что, как ему кажется, он
сделать не может. Например, терапевт может попросить клиента сыграть роль того человека, который
обладает желательными, но отсутствующими у клиента качествами. Если проблемы человека связаны
лишь с ограничивающим воздействием убеждений, клиент в благоприятной обстановке сможет начать
раскрывать имеющиеся скрытые возможности.
В своей работе НЛП-терапевты стремятся развить у клиента как можно больше убеждений,
позволяющих ему добиваться успеха. Существует множество техник изменения убеждений.
Рассмотрим основные из них.
Первая из этих техник —
работа с сомнениями. Она заключается в том, что клиент должен
определить три своих убеждения, наиболее препятствующих достижению успеха, после чего терапевт
помогает проследить их влияние на жизнь клиента в ближней и долгосрочной перспективе. Затем
делается перерыв, после которого клиент должен подумать о трех новых убеждениях, способных
улучшить его жизнь. Теперь терапевт и клиент совместно прослеживают, какое позитивное влияние
окажут эти новые убеждения — как в ближней, так и в долгосрочной перспективе. На третьем этапе,
после того как клиент «почувствует разницу», его просят выбрать ограничивающее убеждение, которое
он хотел бы изменить. Терапевт просит клиента сосредоточиться на мыслях и чувствах, связанных с
сомнениями. И убеждение, и сомнения как можно более подробно исследуются на модальном и
субмодальном уровнях, причем основной акцент делается на анализе различий в их представлении.
Выяснив весь набор различий, терапевт и клиент анализируют каждую субмодальность, стараясь
найти ту (или совокупность нескольких), которая «работает» лучше других.
На заключительном этапе ограничивающие убеждения с помощью выявленных субмодальностей
переводятся в сомнение. Если пациент достаточно зрел, чтобы на основании сомнения сформировать
повое, более эффективное и успешное индивидуальное убеждение, психотерапия заканчивается. Если
же нет, дополнительный этап терапии заключается в том, что, используя те же выявленные
субмодальности, терапевт переводит сомнение в общепринятое «удачливое» убеждение. В этом случае
очень важна психологическая экологичность встраиваемого убеждения
— это можно делать только в
том случае, если клиент не видит, не слышит и не чувствует никаких внутренних возражений.
Вторая техника основана на анализе проблемных убеждений. Клиента просят подумать о том, в
чем состоит его проблемное убеждение и насколько оно соответствует действительности. Пока клиент
думает, терапевт внимательно следит за его невербальными реакциями и движениями глаз.
Предполагается, что любые размышления о неудаче сопровождаются либо неприятными ощущениями,
либо картинами былого фиаско, либо внутренним голосом, выговаривающим за провал, либо всем этим
одновременно. Поэтому терапевту необходимо определить, что происходит в этот момент в каждой
репрезентативной системе.
Затем клиент должен посмотреть вниз и направо, таким образом войдя в соприкосновение со
своими ощущениями. После этого необходимо ответить на следующие вопросы: какую роль эти
ощущения играют в жизни клиента, мотивируют и защищают ли они его, позитивны ли они?
Точно так же клиент смотрит вниз и налево. Теперь он анализирует слова, звучащие в нем при
воспоминании неудачи. Он должен ответить на вопрос: можно ли извлечь из этих слов какую-либо
пользу?
После этого клиент должен посмотреть вверх и влево. На этот раз он анализирует зрительные
образы, связанные с неприятными воспоминаниями, и отвечает на вопрос: можно ли с их помощью
чему-нибудь научиться?
Когда будет установлено, что происходит при воспоминании о неудаче в каждой из
репрезентативных систем, клиент должен оценить проблемную ситуацию более реалистично.
Необходимо найти в ней положительные моменты и на этой основе выработать более совершенный
способ достижения цели. При этом определяются основные визуальные, аудиальные и кинестетические
Hosted by uCoz