События интерпретируются в терминах убеждений, и исключения лишь подтверждают правила.
Именно на убеждениях основаны эффекты самооправдывающихся пророчеств. Позитивные убеждения
являются теми ключами, которые запускают способности, негативные создают негативный контекст
для оценки настоящей ситуации и программируют мозг на неудачу в будущем. [Говоря об
ограничивающих убеждениях, последователи НЛП любят приводить биологический пример работы
глаз лягушки. Лягушка видит большинство объектов в своем непосредственном окружении, но
реагирует лишь на те предметы, которые движутся и имеют определенную форму (характеристики
насекомых, которыми она питается). Но в силу этого лягушка будет обречена на голодную смерть в
коробке, полной мертвых мух.]
Для проверки того, насколько убеждения укоренены в реальности, в
НЛП используется техника «как бы» клиента просят «как бы» сделать то, что, как ему кажется, он
сделать не может. Например, терапевт может попросить клиента сыграть роль того человека, который
обладает желательными, но отсутствующими у клиента качествами. Если проблемы человека связаны
лишь с ограничивающим воздействием убеждений, клиент в благоприятной обстановке сможет начать
раскрывать имеющиеся скрытые возможности.
В своей работе НЛП-терапевты стремятся развить у клиента как можно больше убеждений,
позволяющих ему добиваться успеха. Существует множество техник изменения убеждений.
Рассмотрим основные из них.
Первая из этих техник
работа с сомнениями. Она заключается в том, что клиент должен
определить три своих убеждения, наиболее препятствующих достижению успеха, после чего терапевт
помогает проследить их влияние на жизнь клиента в ближней и долгосрочной перспективе. Затем
делается перерыв, после которого клиент должен подумать о трех новых убеждениях, способных
улучшить его жизнь. Теперь терапевт и клиент совместно прослеживают, какое позитивное влияние
окажут эти новые убеждения как в ближней, так и в долгосрочной перспективе. На третьем этапе,
после того как клиент «почувствует разницу», его просят выбрать ограничивающее убеждение, которое
он хотел бы изменить. Терапевт просит клиента сосредоточиться на мыслях и чувствах, связанных с
сомнениями. И убеждение, и сомнения как можно более подробно исследуются на модальном и
субмодальном уровнях, причем основной акцент делается на анализе различий в их представлении.
Выяснив весь набор различий, терапевт и клиент анализируют каждую субмодальность, стараясь
найти ту (или совокупность нескольких), которая «работает» лучше других.
На заключительном этапе ограничивающие убеждения с помощью выявленных субмодальностей
переводятся в сомнение. Если пациент достаточно зрел, чтобы на основании сомнения сформировать
повое, более эффективное и успешное индивидуальное убеждение, психотерапия заканчивается. Если
же нет, дополнительный этап терапии заключается в том, что, используя те же выявленные
субмодальности, терапевт переводит сомнение в общепринятое «удачливое» убеждение. В этом случае
очень важна психологическая экологичность встраиваемого убеждения
это можно делать только в
том случае, если клиент не видит, не слышит и не чувствует никаких внутренних возражений.
Вторая техника основана на анализе проблемных убеждений. Клиента просят подумать о том, в
чем состоит его проблемное убеждение и насколько оно соответствует действительности. Пока клиент
думает, терапевт внимательно следит за его невербальными реакциями и движениями глаз.
Предполагается, что любые размышления о неудаче сопровождаются либо неприятными ощущениями,
либо картинами былого фиаско, либо внутренним голосом, выговаривающим за провал, либо всем этим
одновременно. Поэтому терапевту необходимо определить, что происходит в этот момент в каждой
репрезентативной системе.
Затем клиент должен посмотреть вниз и направо, таким образом войдя в соприкосновение со
своими ощущениями. После этого необходимо ответить на следующие вопросы: какую роль эти
ощущения играют в жизни клиента, мотивируют и защищают ли они его, позитивны ли они?
Точно так же клиент смотрит вниз и налево. Теперь он анализирует слова, звучащие в нем при
воспоминании неудачи. Он должен ответить на вопрос: можно ли извлечь из этих слов какую-либо
пользу?
После этого клиент должен посмотреть вверх и влево. На этот раз он анализирует зрительные
образы, связанные с неприятными воспоминаниями, и отвечает на вопрос: можно ли с их помощью
чему-нибудь научиться?
Когда будет установлено, что происходит при воспоминании о неудаче в каждой из
репрезентативных систем, клиент должен оценить проблемную ситуацию более реалистично.
Необходимо найти в ней положительные моменты и на этой основе выработать более совершенный
способ достижения цели. При этом определяются основные визуальные, аудиальные и кинестетические
|