Navigation bar
  Print document Start Previous page
 312 of 325 
Next page End  

откроет в себе те реальности, справиться с которыми он будет не в состоянии. Именно поэтому столь
важен вопрос об идеологии психотерапии вообще и конкретного психотерапевтического воздействия в
частности: профессионализм психотерапевта состоит не только в технически безупречной работе с
клиентом, но и в понимании того, куда движется клиент.
К негативным результатам психотерапии (в том числе и в отдаленной перспективе) может
привести и недостаточный учет характера психопатологического расстройства и структуры личности,
характерный для многих направлений. Такой недоучет также является проявлением сниженного
контроля терапевта над психотерапевтическим процессом. При этом когда мы говорим о контроле
процесса, то не имеем в виду, что психотерапевт является его композитором, тем, кто произвольно
«делает» его по своему усмотрению. Напротив, мы полагаем, что живой процесс всегда отличается от
заранее намеченной «дорожной карты» путешествия клиента по своему внутреннему миру.
Психотерапевт находится в актуальном процессе клиента, сопровождая его и оберегая от возможных
опасностей.
Разнообразие идеологических доктрин, теоретических концепций и техник психотерапии делает
ее широкой сферой специфической профессиональной помощи, включающей совершенно разные,
несопоставимые, а порой и противоречащие друг другу подходы. Эти виды помощи описываются
различными метафорами — «археолог», «следователь», «садовник», «проводник», «гуру»,
«инструктор», «шаман», «наставник» и т. п. За каждой из этих метафор скрываются разные
представления о душе и способах ей помочь. Как справедливо отметил экзистенциальный
психотерапевт И. Ялом, никакая объяснительная система не способна охватить весь терапевтический
процесс. Он писал: «Я считаю, что терапевтическое изменение — это чрезвычайно сложный процесс,
который возникает в запутанном переплетении элементов человеческого опыта, и эти элементы я буду
называть "терапевтическими факторами"» (Ялом, с. 21). Практически речь идет о механизмах
психотерапии. Ялом выделяет 11 первичных факторов психотерапии, или ее механизмов:
1) вселение надежды;
2) универсальность переживаний;
3) снабжение информацией;
4) альтруизм;
5) корригирующая рекапитуляция первичной семейной группы;
6) развитие навыков социализации;
7) имитационное поведение;
8) межличностное (интерперсональное) научение;
9) сплоченность группы;
10) катарсис;
11) экзистенциальные факторы.
Эти факторы Ялом рассматривал как важные для групповой психотерапии. Однако некоторые из
них вполне описывают и феномены индивидуальной психотерапии, причем являются вполне
понятными и не требуют специальных пояснений.
В глубинных видах психотерапии вселение надежды не является ключевым моментом, этот
фактор лишь поддерживает другие более специфические процессы.
Вселение надежды важно при проведении поддерживающей психотерапии для психически и
соматически больных пациентов, для зависимых пациентов (при первичной — межличностной и
вторичной — субстратной формах зависимостей) и др. Как указывает Ялом, многие группы
самопомощи («Сострадательные друзья» — для родителей, потерявших детей; «Мужчины против
насилия» — для мужчин, избивающих своих жен; «Пережившие инцест» — для жертв инцеста;
«Заштопанные сердца» — для перенесших операцию на сердце; «Анонимные алкоголики» — для
зависимых от алкоголя и др.) делают особый упор на вселении надежды. В глубинных видах
психотерапии, в том числе и индивидуальной, вселение надежды является важным условием того, что
клиент не бросит психотерапию, а пройдет ее до конца: при глубинной психотерапии первоначально
состояние клиента/пациента ухудшается, так как он входит в ранее закрытые и табуированные области
психики.
Важным ресурсом изменений служит информирование клиента о том, что его ждет в ходе
психотерапии. Следует помнить, что психотравмирующее образование может существовать в двух
формах: как локальный опыт, диссоциированный от остальной части психики, и как опыт, который
«инфицировал» всю психику, не оставив здоровых частей. В первом случае информирование является
формой поддержания связи психотерапевта со здоровой частью психики, во втором — тестированием
Hosted by uCoz