саногенность спонтанного процесса, протекающего в клиенте, как это делал К. Роджерс, или на
саногенность спонтанного группового процесса. Процесс в клиенте должен быть спонтанным, но
контролируемым, во-первых, им самим (конечно, в контакте с психотерапевтом), а во-вторых,
психотерапевтом (конечно, в контакте с клиентом). Высвобождаемая энергия и раскрепощаемые
эмоции должны быть правильно ассимилированы остальной психикой, причем происходить это должно
не само по себе (конечно, в нормальной ситуации, когда терапевт не пускает ситуацию на самотек), а в
ходе психотерапевтической работы по конструированию новой конфигурации психической структуры:
так, освобождение генитальной энергии должно соединяться с энергией любви, энергией сердца. В
противном случае формируется очень конфликтная психическая структура. Так, в женском тренинге
«генитальности» [Это условное название которое, в данном случае полезно тем, что отражает мишень
тренинга.] клиентки «входят» в свою вагину [Имагинальную, рисуночную, телесную,
психодраматическую, фантазийную (сказочную) и т. п. репрезентацию сознания-вагины (сознания-
тела).], часто воспринимая ее как «холодную, темную пещеру, в которой живет маленькая девочка. Эта
девочка сидит одна, ей одиноко и страшно». Женщина может принять мужчину «грудью» и в этом
случае мужчина является сыном, другом, братом, но никак не мужчиной; женщина же мать, подруга
(друг), сестра, нянька, но никак не женщина. Чтобы действительно стать женщиной, женщина должна
как в прямом, так и в переносном смысле принять мужчину через гениталии. Но часто это вызывает
страх на гениталиях лежит печать «эдипальной грязи», связанной с чувством стыда и вины. Полное
самораскрытие женщины возможно, когда она впускает мужчину через гениталии к сердцу. Если
сердце закрыто, то освобождение генитальной энергии опасно. Такие женщины часто спрашивают:
«Что мне теперь делать?» Они говорят: «Я не могу справиться с сексуальностью». Но если сердце
открыто, то такое освобождение возможно, так как возможна интеграция генитального (сексуального) и
сердечного (эротического, любовного). Таким образом, конструирование представляет собой
освобождение некоторых частей личности и выстраивание связи между ними. Психотерапевт помогает
пациенту выстроить новую психическую структуру. Примеры этой работы были приведены в главе,
посвященной принципу процессуальности в психотерапии.
Таким образом, в психотерапии (наряду с механизмами психотерапии, которые часто выступают
как факторы, которыми психотерапевт не управляет) можно выделить некоторые психотерапевтические
стратегии/механизмы/техники: инсайт, создание эмоционального рекапитулирующего опыта,
отреагирование, дезактуализация проблем, страхов, переживаний, десенсибилизация травматических
стимулов (см. в главе, посвященной инструментальным методам психотерапии), отреагирование,
когнитивное «прочищение», освобождающее ум от ошибок, актуализация трансперсональных
(духовных) ресурсов самоизменения и др. Эти стратегии отражают не только психотерапевтический
подход, в котором работает психотерапевт, но и индивидуальные предпочтения и верования (если же
они психотерапевтом осознаются и сознательно используются в психотерапевтической работе, то
метанавыки) терапевта в какой-либо один, два или несколько механизмов изменения. Психотерапевт в
своей работе не может полагаться на все перечисленные механизмы. Как правило, среди
психотерапевтов существует специализация один хорошо владеет техникой отреагирования, другой
анализом и инсайтом, третий хорошо поддерживает и создает новый саногенный эмоциональный
опыт, четвертый может производить конструирование повой психической структуры и т. п. Только в
идеале психотерапевт может делать все. Между терапевтами часто существует непонимание
относительно стратегий помощи клиенту. Это означает, во-первых, что к истине могут вести разные
пути, а во-вторых, что психотерапевты склонны идеализировать свой способ работы, не видя ценности в
другом. Ну что же, шоры могут быть и у психотерапевтов. Это шоры конкретной теории, личных
предпочтений, некоторого психотерапевтического сообщества. Обучение психотерапии это всегда
выявление своих сильных сторон, своих возможностей. Следует лишь помнить, что психотерапевты не
должны монополизировать право на истину, должны сохранять диалог направлений. Экуменизм в
психотерапии это не отказ от множества стратегий в угоду одной, а эклектизм, обеспечивающий
подлинное мастерство терапевта.
Литература
Авдеев Д. А., Невярович В. К. Наука о душевном здоровье: Основы православной психотерапии.
М., 2001.
Лоуэн А. Терапия, которая использует язык тела (биоэнергетика). СПб., 2000.
|