7) неоплаканные потери;
8) связанность собственного «Я» и самооценка.
В течение интервью пациент сообщает как объективные, так и субъективные сведения, которые
достаточно тесно переплетаются между собой. В связи с этим Герман Аргеландер выделил три уровня
восприятия в процессе первичного интервью:
1) уровень получения объективной информации, пригодной для определения логических
причинно-следственных связей. Например, на этом уровне психотерапевт может проводить связь между
возникновением депрессии и смертью родственника пациента;
2) уровень получения субъективной информации, на котором связи определяются с помощью
принципа «психологической очевидности». Так, в качестве примера может выступать уверенность
пациента в том, что его депрессия связана с потерей отца;
3) уровень получения ситуативной информации, действуя на котором психотерапевт изучает
особенности поведения пациента во время интервью с точки зрения того, как он подает объективную и
субъективную информацию, т. е. того, в какого рода отношения его бессознательно втягивает пациент.
Так, например, психотерапевт может ощутить острую необходимость немедленно, каким угодно
способом помочь пациенту, что может свидетельствовать о том, что пациент пытается вести себя как
маленький беспомощный ребенок. В других случаях психотерапевт, напротив, может ощутить, что,
несмотря на демонстрируемую беспомощность и страдания, пациент пытается загнать самого
психотерапевта в роль маленького ребенка, которого пациент соблазняет «интересным предложением»
или пытается заставить почувствовать себя «очень плохим».
Вопрос показаний к психодинамической терапии до сих пор остается дискуссионным и
открытым. Первоначально данное психотерапевтическое направление работало в основном с
расстройствами невротического круга (преимущественно истерический невроз и невроз навязчивых
состояний), сексуальными перверсиями, психосоматическими расстройствами, считая психозы и
состояния зависимости неподходящими для лечения такого рода. Но описанные на сегодняшний день
достаточно успешные попытки психодинамической терапии самых разнообразных форм психической
патологии различной степени тяжести (пограничная и отдельные виды психотической патологии,
наркотические зависимости, девиантное и делинквентное поведение и т. п.) позволяют говорить о том,
что главным показанием для ее применения является наличие у пациента длительно существующих
интрапсихических конфликтов, продолжающихся в настоящем в активной, но неосознаваемой форме,
продуцирующих симптомы, дезадаптацию или характерологические проблемы, достаточные для того,
чтобы оправдать длительное и глубинное лечение.
Противопоказания к психодинамической терапии сформулированы более определенно. Первое
из них включает отсутствие достаточно рационального и сотрудничающего Эго, способного к
терапевтическому расщеплению и образованию «рабочего альянса». Второе определяется тем, что
патология может быть столь незначительной, что психодинамическая терапия неоправданна. Третье
связано с тем, что патология может иметь проявления, требующие неотложного вмешательства и нет
времени для формирования аналитической ситуации. И наконец, четвертое противопоказание состоит в
том, что жизненная ситуация пациента может оказаться не поддающейся изменению, поэтому курс
психодинамической терапии может привести лишь к увеличению трудностей.
Основные правила психодинамической терапии
На первых сессиях психотерапевт знакомит пациента с правилами создания аналитической
ситуации. Основным правилом психодинамической ситуации является то, что пациента просят
говорить все, что он думает и чувствует, ничего не выбирая и ничего не опуская из того, что приходит в
голову, даже если ему кажется, что сообщать это неприятно, неловко, смешно или неуместно. В то же
время пациент должен слушать самого себя, пытаясь придать сказанному смысл и сотрудничать в этом
с психотерапевтом.
В основном правиле скрыты два взаимосвязанных принципа. Во-первых, в нем делается акцент
на ценности распознавания и вербализации психических содержаний (мыслей, желаний, чувств и т. п.).
Во-вторых, благодаря ему поддерживается принцип избегания непродуманной деятельности,
основанной на одном желании. Запрет деятельности перекрывает мышечные каналы разрядки
инстинктивных напряжений и направляет их по психологическим путям, где, в зависимости от
воздействия сопротивления, они могут быть либо вербализированы, либо выражены в виде эмоций.
Влияние этих принципов сдвигает акцент от слепого повторения или отреагирования («отыгрывания») к
|