сознательным воспоминаниям.
Отметим, что некоторые пациенты воспринимают основное правило настолько буквально, что
используют его для сопротивления, как оружие против психотерапевта, внешне скрупулезно выполняя
все требования (особенно часто это происходит у личностей с обсессивным типом характера). Поэтому
некоторые психодинамические терапевты не предоставляют своим пациентам четких указаний
относительно основного правила, предпочитая непосредственное общение с анализом встречающихся
на пути препятствий.
Правило аналитической ситуации состоит в том, что на протяжении всего времени
психодинамической терапии как пациентом, так и психотерапевтом сохраняются одни и те же рамки,
именующиеся сеттингом. В одно и то же время в одном и том же месте пациент ложится на кушетку
(или софу), а психотерапевт садится сзади пего, оставаясь большей частью вне поля зрения пациента, и
вмешивается в процесс мышления пациента настолько мало, насколько это возможно, и не иначе как
посредством собственных интерпретаций. Сессии обычно проходят 4 или более раз в неделю. Пациент в
своем поведении руководствуется основным правилом, а психотерапевт старается поддерживать
«свободно парящее» внимание, что является ответом на свободное ассоциирование пациента. Большая
часть активности терапевта сводится к периодическим интерпретациям свободных ассоциаций.
Использование кушетки в психодинамической терапии является данью традиции, берущей
начало от ранних экспериментов Фрейда с гипнозом. Интересно, что даже после прекращения
использования гипнотических техник Фрейд считал кушетку полезным инструментом, так как
испытывал неудобство при необходимости объяснять некоторые из своих эмоциональных реакций на
пристальные взгляды пациентов, которые приходилось выдерживать несколько часов в день.
Использование же кушетки позволяло ему чувствовать себя свободнее в выражении эмпатии к ним, что
справедливо и для нынешних психотерапевтов.
Кроме того, использование кушетки, как оказалось, имеет и специфическое динамическое
значение. Лежащий пациент и сидящий рядом терапевт символически воспроизводят раннюю ситуацию
ребенокродитель, смысловые нюансы которой варьируются от пациента к пациенту. Такая ситуация
вполне может вызывать либо усиливать тревогу пациента (уходящую корнями в предэдиповскую
тревогу, связанную с ранними отношениями внутри диады матьребенок), поэтому в начальной фазе
терапии на первый план обычно выступают трудности, которые пациент испытывает в связи с
необходимостью доверять «невидимому» терапевту, удержание этого доверия в условиях отсутствия
немедленного поощрения и ответа, принятие разделенности пациента и терапевта.
Другой аспект использования кушетки достижение определенного уровня сенсорной
депривации, так как при этом устраняется значительная часть зрительных раздражителей. Кроме того,
поскольку интерпретация и вмешательства терапевта довольно редки (особенно на начальном этапе
психотерапии), сравнительное уменьшение зрительных и звуковых раздражителей способствует
формированию регрессии.
Соблюдение основного правила и правила аналитической ситуации приводит к неизбежному
возникновению у пациентов свободных ассоциаций. Отметим, что с точки зрения современного этапа
развития психодинамической терапии этот термин выглядит довольно неудачным, так как выявлено,
что ассоциации вовсе не являются свободными, а направляются тремя видами бессознательных сил: 1)
патогенным невротическим конфликтом, 2) желанием выздороветь и 3) желанием удовлетворить
терапевта. Взаимодействие этих факторов становится очень сложным и иногда угрожает успешному
проведению психотерапии, например когда какое-либо стремление, неприемлемое для пациента и
являющееся частью его патологии, вступает в конфликт с его желанием понравиться терапевту,
который, по мнению пациента, тоже находит это стремление неприемлемым. С другой стороны,
желание выздороветь может оставить отпечаток нереальности на процессе анализа в его начале,
поскольку пациент (особенно с нарциссическим типом организации личности) может увидеть в
психотерапевте-аналитике копию могущественной и доброжелательной фигуры из его реального или
фантастического прошлого.
Ответом терапевта на свободное ассоциирование пациента является особый способ слушания,
который подчиняется правилу «свободно парящего», или равномерно распределенного, внимания.
Согласно этому правилу, терапевт слушает размышления своего пациента и временно
идентифицируется с его аффектами и мыслями. В то же время он следит за собственными
ассоциациями, которые в значительной степени стимулированы продукцией пациента. Поскольку, по
крайней мере теоретически, чувствительность терапевта к мыслям и чувствам превышает возможности
контроля пациента, обычно открывается возможность выработать некоторые предположения о том, что
|