Киев, май 2003 г.
Введение
В литературе по психотерапии /5- С.157-163/ бытует, а среди представителей медицины весьма
распространено мнение о том, что «...современная ситуация и практика психотерапии представляется
абсолютно абсурдной». Этот радикальный вывод обосновывается тем, что в мировой практике
используются более 600 форм и методов психотерапии, которые «...как правило, не базируются на
научно обоснованной доктрине, а формируются по принципу направлений, возглавляемых "гуру". В
этом смысле они, по сути, идентичны механизмам создания тоталитарных сект...». Кроме того, в этих
направлениях существуют не согласующиеся, а порой и противоречащие друг другу представления о
моделях психического (и психологического) здоровья, механизмах развития психопатологических и
психосоматических расстройств, теории психотерапевтического изменения пациента/клиента и т. п. Как
можно осмыслить данную ситуацию?
Во-первых, можно (что порой и происходит) превратить психотерапию в разновидность
объективного медицинского знания, построенного по принципу позитивной науки. Именно на такой
выход из «абсолютного абсурда» ориентируют авторы вышеупомянутой статьи, выстраивая
медицинскую модель психотерапии.
В действительности же нужно твердо помнить, что в современной психотерапии существуют две
модели: медицинская и психологическая. В медицинской модели основной упор делается на знание
нозологии, синдромологии, клинической картины расстройств. Основной мишенью такой модели
является симптом, поиском и ликвидацией причины которого практически не занимаются. [Некоторым
исключением являлась личностная патогенетическая психотерапия, идущая от идей В. Н. Мясищева и
разработанная в Ленинграде.] Активность пациента сводится к минимуму к вере во врача и
проводимое лечение. Врач-психотерапевт в такой модели психотерапии занимает позицию эксперта,
который лучше знает, лучше понимает «наивного» пациента. Как известно, такая модель психотерапии
была единственной в СССР, где не допускалось проникновения психологического понимания
психотерапии, объявленного «буржуазным». Одним из проявлений этого факта являлось и является
установление врачебной монополии на проведение психотерапии. К сожалению, до сих пор психологи
могут осуществлять психотерапевтическую деятельность лишь под прикрытием надуманных терминов:
психологическая коррекция, психопрофилактика [В 1988 г. вышла книга А. С. Спиваковской
«Психопрофилактика детских неврозов», в которой психопрофилактика рассматривалась как
направление работы психологов с «уже нездоровыми, но еще не больными» (курсив наш.
Авт.)
детьми.], семейное консультирование и т. п. Очевидно, что эти термины являются искусственными, по
крайней мере с точки зрения описания работы психологов в реальном психотерапевтическом процессе.
Наряду с медицинской моделью психотерапии, сходной с употреблением лекарства (хотя мы ни
в коей мере не хотим умалить ее значения!), существует, развивается и, что кажется странным и
непонятным многим «естествоиспытателям», оказывается терапевтически эффективным
психологическое направление в психотерапии или, другими словами, психологическая модель. Это
направление в первую очередь связано с пониманием психотерапии как «мира сказок, метафор», мира, к
которому неприложимы законы естественно-научного знания. На этом пути медицинская модель
«оказания помощи» становится неадекватной и бесполезной. В этом случае определение психотерапии
как «воздействия на психику и сому человека через психику» уступает место таким метафорам
психотерапевтического контакта, как:
- «взаимодействие» когда активен не только психотерапевт, но и сам клиент (в этом случае
термин «пациент» неуместен, так как клиент не является пассивным объектом манипуляций
психотерапевта);
- «сосуществование» когда подчеркивается идея не деятельностного совместного пребывания
психотерапевта и клиента в психотерапевтическом контакте, а обмен эмоциями и смыслами;
- «внутреннее постижение» когда клиент движется во внутреннем пространстве по им же
определяемой траектории;
- «безусловная любовь» когда клиент и психотерапевт вступают в особые отношения
психологической интимности, наполненные любовью и принятием.
На этом втором пути развития психотерапии теория часто отстает от реального
психотерапевтического процесса. Знание, несомненно, является условием эффективного процесса, но не
|