заменяет его. Между тем даже в рамках психологических моделей психотерапии, например в
психоанализе [Речь идет о традиционных подходах психоаналитической терапии. Тем не менее
достаточно велико число психоаналитиков, которые придерживаются такой стратегии
психотерапевтической работы. Трудно устоять перед искушением «спрятаться» за теоретические
построения, ведь такой развернутой теории психологической травмы, структуры психологического
расстройства и характерологии нет ни в одном психотерапевтическом подходе.], знание (теория)
нередко является главным маяком психотерапевтического процесса. Это приводит к тому, что
психотерапевт может рассказать о клиенте все особенности его эго-объектных отношений в детстве,
травмы, особенности процессов совладания и защиты и т. п., но не может передать жизненный дух
клиента. Возникает ощущение, что находишься в препараторской, в которой нет живого человека, а
психотерапевт не передает своих реальных эмоций и переживаний в отношении клиента. Клиент
«умер», превратился в некоторую схему, модель в рамках психотерапии «детективного жанра».
Психотерапия, ориентированная на теорию, становится приятным интеллектуальным
времяпрепровождением. Но совершенно очевидно, что само по себе «знание» клиента психотерапевтом,
каким бы совершенным и точным оно ни было, не гарантирует изменения клиента. «Знание» не
запускает у клиента внутреннего процесса. Над ним (или под ним) должно быть что-то важное, но
ускользающее от концептуализации, этому трудно научить, но без этого
неосуществима глубинная
психотерапия. Метафоры этой над- или подстройки «интуиция», «эмпатия», «личностность
психотерапевта» и т. п. К. Г. Юнг как-то заметил, что личность психотерапевта лучшая формула
самой психотерапии. Подобным же образом и терапевты-роджерианцы всегда опасаются обвинений в
техницизме, и те условия психотерапевтического изменения клиента, которые должен создать
психотерапевт, являются не техниками, а некоторыми личностными диспозициями. [В одном
немецкоязычном руководстве по психотерапии /6/ основные условия психотерапевтического изменения
клиента рассматриваются в качестве методики терапии, что в корне неверно.]
Психологическая модель ориентирована на распространение психологической культуры и
мышления на сферу помощи больным и людям, имеющим психологические проблемы. С одной
стороны, становится все более очевидной недостаточная эффективность сугубо медицинской
психотерапии, и врачи начинают интересоваться психологическими моделями психотерапии,
психологическим способом мышления, психологической культурой. С другой стороны, в последнее
время появилось множество пациентов с донозологическими формами расстройств, которыми ранее
врачи не занимались, но ими же не занимались и психологи. Сейчас эти люди стали объектом внимания
и тех и других. Характерной особенностью психологической модели психотерапии является
убежденность в том, что за пациента (клиента) решить его проблему никто не может. Психотерапевт
лишь сопровождает клиента в проблему, в глубину переживаний, помогает человеку найти ресурс
изменения и решения своих проблем.
Несмотря на кажущуюся пропасть между медицинской и психологической моделями
психотерапии, их объединяет ориентация на помощь клиенту. Поэтому каждому терапевту необходимо
знать обе модели, так как для снятия тревоги, фобий и т. п. часто совершенно не нужно идти в
глубинные личностные переживания, тем более что далеко не у всех клиентов имеется желание
работать на таком уровне.
Глава 1. Психодинамическая терапия
Введение
Изложение теоретических и практических основ психодинамического направления в
психотерапии невозможно представить без постоянных апелляций к более широкому контексту
психоаналитического знания. Это неудивительно, так как именно благодаря психоанализу в начале XX
в. в европейской культуре впервые возникло и оформилось (причем не только в области медицинской
практики «заботы о душе») понимание о наличии индивидуальной и коллективной бессознательной
психической реальности, действующих в ней сил и энергий, динамике их формирования и влияния на
нормальное и патологическое развитие личности, возможности научного исследования и воздействия на
них. Именно с психоанализа начался процесс становления психотерапии как самостоятельной области
профессиональной деятельности, который не завершился и поныне. Психоанализ впервые занял
|