степени сохраняются, если этот конфликт и его воздействие в различных ситуациях не подвергаются
постоянному разбору...». Она также высказывает мысль о том, что заострение внимания на анализе
механизмов защиты привело к «признанию необходимости последовательной работы с паттернами
защиты... Эта работа в значительной степени охватывает то, что ранее было названо проработкой».
В своих рассуждениях по поводу проработки С. Ноуви высказывал мысль о том, что во
взаимоотношениях пациента и психотерапевта существуют факторы, общие с другими методами
лечения, которые способствуют необходимости проработки. Эти факторы (поддерживающие методы и
т. д.) столь же необходимы, как и правильная интерпретация. Кроме того, С. Ноуви подчеркивал, что
проработка встречается не только в аналитической ситуации. «Во многом то, что можно было бы
назвать проработкой в подлинном смысле данного термина, это время, используемое на переживание и
повторное переживание в интеллектуальном и эмоциональном смыслах, имеющих целью вызвать
ощутимые изменения в состоянии пациента». А. Валенштейн высказывался подобным образом в
отношении «работы», которая может продолжаться и после завершения психодинамической терапии, в
период автономного самоанализа, новые инсайты влияют на структуризацию психического материала.
Р. Гринсон дал определение проработки через инсайт и изменение. «Мы не рассматриваем
аналитическую работу как проработку до того, как пациент пройдет через инсайт, проработка
начинается лишь после этого. Цель проработки сделать инсайт более эффективным, т. е. произвести
в психическом состоянии пациента как можно более заметные и прочные сдвиги... Анализ
сопротивлений, препятствующих тому, чтобы инсайт дал ощутимые результаты, и есть задача
проработки. Вклад в эту работу вносят как пациент, так и психоаналитик... проработка есть в
значительной степени повторение, углубление и расширение анализа сопротивлений».
Несколько позднее Гринсон добавил, что «только аналитическая работа, ведущая к инсайту, и
может быть названа аналитической работой в подлинном смысле, в то время как аналитическую работу,
ведущую от инсайта к изменениям в поведении, отношении и структуре, следует считать проработкой».
Элементы этой работы заключаются в следующем: 1) повторение интерпретаций, особенно анализ
трансферентных сопротивлений; 2) разрушение изоляции, отделяющей аффекты и импульсы от
переживаний и воспоминаний; 3) расширение и углубление интерпретаций, раскрытие множественных
функций и детерминант прошлой жизни и производных поведенческих фрагментов; 4) реконструкции
прошлого, помещающие пациента и другие жизненно важные фигуры из его окружения в живую
перспективу (сюда относятся и реконструкции образа самого себя в различные промежутки прошлого);
5) изменения, ведущие к облегчению в реакциях и поведении, в свою очередь позволяющие ранее
заторможенному пациенту решиться на проявления новых типов реакций и поведения в отношении
импульсов и объектов, которые до этого он считал опасными для себя. Обычно пациент сначала
подвергает проверке это новое для себя поведение в аналитической ситуации, а затем уже реализует во
внешнем мире. Это новое поведение является в какой-то мере менее искаженной производной опыта
ранних лет пациента.
М. Шейн предложил рассматривать проработку в процессе развития, подчеркивая, что этот
процесс аналогичен процессу, происходящему при нормальном развитии ребенка. Он говорил, что
«интерпретация является необходимым, но недостаточным элементом для объяснения терапевтического
изменения... процесс проработки состоит не только из повторяющейся интерпретации сопротивления и
содержания в многочисленных эпизодах из прошлого пациента, но также и из не менее важного
процесса развития». Это развитие рассматривалось как способствующее структуральному изменению,
являющемуся результатом ряда шагов, следующих за каждой правильной интерпретацией: 1) получение
и понимание нового инсайта (включая преодоление сопротивлений инсайту); 2) применение нового
инсайта для реализации других способностей (начало структурного развития); 3) постижение самого
себя в новом качестве в результате реализации своих новых способностей (продолжающееся
структурное развитие); 4) скорбь по поводу утраты старой самости, преодоление ее и старых объект-
привязанностей (с консолидацией структурного развития).
Неоднозначным остается и вопрос о том, является ли проработка работой пациента или
психотерапевта. Ранние психоаналитические авторы (например, О. Фенихель, Э. Гловер и др.) считали,
что проработка это преимущественно работа, предпринимаемая психотерапевтом, а не пациентом.
Этой точки зрения придерживаются и некоторые сторонники теории М. Кляйн. Так, И. Пик пишет:
«Постоянное проецирование пациента на психоаналитика есть сама сущность психоанализа: всякая
интерпретация имеет целью движение от параноидно-шизоидного состояния к депрессивному. Это
справедливо не только в отношении пациента, но и в отношении психоаналитика, который снова и
снова испытывает потребность в регрессии и проработке. Я подозреваю, что истинная проблема выбора
|