попыток психотерапевта обсудить ) это с ней, она продолжала придерживаться подобного стиля
поведения.
На следующей сессии она рассказала сон, приснившийся ей сразу после предыдущей сессии. Ей
снилось, что она просто так подбрасывает монету, но она постоянно падает «решкой». Вначале это
забавляет ее, потом удивляет, потом вызывает эмоции раздражения, злости, ярости, она швыряет
монету куда ни попадя, с силой бьет ее о землю, но та упорно ложится только одной стороной. Говоря
об этом сне, она заметила, что особо обидно то, что монета ложится «малоценной», с ее точки зрения,
стороной. В связи с этим психотерапевт задал вопрос о том, не возникали ли у нее подобные чувства во
время сессий, и в частности во время предыдущей сессии. Пациентка призналась, что такие чувства у
нее были, и тут же добавила, что они связаны с тем, что психотерапевт излишне серьезен, бывает
занудлив и не ценит ее как женщину. На вопрос о том, почему она так думает, Н. ответила, что она с
детства привыкла, что все рассматривают ее как красивую игрушку, но она не находит ничего обидного
в том, что к ней так относятся. Тогда терапевт высказал интерпретацию, что, вероятно, в ситуации,
когда не поддерживается привычное к ней отношение, она чувствует себя неуверенно, а также,
возможно, понимает, что с ней не играют, поскольку она неинтересна. После долгой паузы из глаз
пациентки потекли слезы, а еще через некоторое время она сказала, что у нее впервые в жизни
начинают складываться такие теплые, доверительные и, главное, безопасные отношения с мужчиной и
что она очень боится их потерять. А поскольку все мужчины, с которыми ей доводилось сталкиваться в
жизни, ценили ее только с точки зрения ее пригодности для «определенных игр», таким поведением она
привычным образом пыталась сохранить эти отношения.
В процессе дальнейшей работы с этим сном выяснилось, что помимо желания сохранить
сложившиеся отношения с психотерапевтом она одновременно испытывала страх перед любовными
эмоциями, которые испытывала к терапевту и которые расценивала как форму зависимости, «игру», в
которую она «не может и не хочет» играть. Это позволило выйти на ее проблему невозможности
строить и поддерживать длительные дружеские и любовные отношения и лежащий за этим детский
опыт эмоционального пренебрежения.
Таким образом, основными задачами пациента на этапе начала лечения являются:
1) установление рабочего альянса с психотерапевтом;
2) развитие навыков свободного ассоциирования;
3) прочувствование атмосферы безопасности;
4) принятие разочарования начальной фазы;
5) достижение первоначального понимания трансфера, защиты и сопротивления; и наконец,
6) начало работы со сновидениями.
Срединный этап
Работа с сопротивлением
Как только в ходе психодинамической терапии на первый план выходят процессы
противодействия выполняемой работе, психотерапия вступает в новый этап. Его качественная
специфика определяется амбивалентностью, которую испытывает каждый пациент по отношению к
собственным проблемам. Так, когда он обращается за помощью, то главным его мотивом на
рациональном уровне является стремление избавиться от проблем или хотя бы облегчить их. Но
зачастую оказывается, что это уровень «казалось бы». На уровне «на самом деле» проблемы
ассоциируются с бессознательными конфликтами, состоящими из травматических воспоминаний,
конфликтующих импульсов и болезненных эмоций. Поэтому неудивительно, что пациент (чем глубже
заходит психотерапия) не так уж и хочет обращаться к ним. Кроме того, некоторые из динамических
сил, вызывающих у пациента симптомы, одновременно предотвращают сознательную реконструкцию
воспоминаний, чувств и импульсов, противодействуя целям психотерапии, стремящейся вернуть
болезненные эмоциональные ощущения в сознание пациента. Поэтому на этом этапе психотерапии от
пациента как никогда требуется мужество, чтобы оказаться лицом к лицу с тем эмоциональным
дистрессом, который приносят с собой болезненные воспоминания и чувства.
Сопротивление может принимать самые различные формы. Фактически, как определяет сам
Фрейд, «все, что препятствует прогрессу аналитической работы, является сопротивлением» (цит. по:
Сандлер, Дэр, Холдер). Руководствуясь практическими соображениями, Э. Гловер выделил явные
(грубые) и неявные формы сопротивления. Грубые формы включают опоздания, пропуски сессий,
излишнюю болтливость или полное молчание, автоматическое отрицание или неправильное понимание
|