Navigation bar
  Print document Start Previous page
 70 of 325 
Next page End  

отказаться от мысли, что больной страдает от собственного невежества и что устранение этого
невежества — когда мы рассказываем больному о причинных связях между его болезнью и его жизнью
— уже само по себе обеспечивает излечение. Патогенным фактором оказывается не незнание как
таковое, но тот факт, что это незнание основано на некогда его породивших и по-прежнему его
питающих внутренних сопротивлениях. Рассказывая больным об их бессознательном, мы тем самым
лишь неизбежно обостряем их конфликты и усиливаем их страдания» (цит. по: Лапланш, Понталис), —
писал Фрейд 90 лет назад, очень точно характеризуя печальную картину, складывающуюся на
просторах психотерапевтического пространства СНГ.
Принимая во внимание тот факт, что трудно обеспечить прохождение личного обучающего или
профилактического курса каждым терапевтом, практикующим психодинамическую терапию,
единственным реальным выходом из сложившейся ситуации представляется развитие практики
супервизии специфической формы консультирования терапевта более опытным коллегой. Цель
супервизии — совершенствование знаний и профессиональных навыков психотерапевта.
Теоретические принципы, основные концепции и методики супервизии являются отдельной и
очень обширной темой, требующей самостоятельного изложения. Поэтому наиболее целесообразным
представляется порекомендовать заинтересовавшимся читателям соответствующую специальную
литературу.
Подходы к работе со сновидениями
В современной психодинамической терапии все большее значение приобретает концепция
сновидений как средства Я-репрезентации, противостоящая первичной психоаналитической
концепции сновидений как исполнения желаний и способствующая, как считают X. Томэ и X. Кэхеле,
расширенному пониманию процесса сновидения, предложенному Фрейдом. Кратко ее суть сводится к
следующему: в латентных мыслях сновидения и желаниях помимо бессознательных элементов Я,
вовлеченных в конфликт и содержащих описание проблемы (а возможно, даже попытки решения
проблемы), также презентируются представления сновидца о себе, о своем теле, о паттернах своего
поведения и т. п. При этом соотношение между решением проблем в настоящем и в прошлом не только
выявляет вытесненные желания и конфликты, но и служит репетицией будущих действий. Благодаря
такому подходу психотерапевт начинает обращать внимание на то, что наиболее важно для сновидца, и
оценивать успешность своих интерпретаций не только с точки зрения того, насколько они вносят вклад
в понимание актуального функционирования пациента, но также учитывая то, насколько они помогают
пациенту достичь новых и лучших способов видения мира и усовершенствовать паттерны поведения.
Принимая важность прошлого пациента со всеми препятствиями, затрудняющими его развитие,
терапевт в своей работе переносит акцент на «здесь и сейчас» и ориентирует ее на будущее. Таким
образом, интерпретация сновидений может внести значительный вклад в изменение не только
настоящего, но и будущего пациента.
Основываясь на этих теоретических позициях, перейдем к рассмотрению техники интерпретации
сновидений. Сформулировав множество советов по технике в «Толковании сновидений», Фрейд
обобщил свои рекомендации в «Замечаниях по теории и практике толкования сновидений»: «При
интерпретации сновидения во время анализа можно выбрать одну из нескольких технических процедур.
Можно а) двигаться хронологически и стимулировать сновидца приводить свои ассоциации к
элементам сновидения в том порядке, в котором эти элементы встречаются в его сообщении о
сновидении. Это первоначальный классический метод, который я все еще считаю самым лучшим в
случае, если кто-либо анализирует свои собственные сновидения. Или можно б) начать работу по
интерпретации с какого-либо одного отдельного элемента сновидения, который выбирается из его
середины. Например, можно выбрать наиболее впечатляющий отрывок или фрагмент, отличающийся
наибольшей ясностью или сенсорной интенсивностью; или опять же можно начать с некоторых
произнесенных в сновидении слов, ожидая, что они приведут к воспоминанию каких-нибудь слов,
произнесенных в состоянии бодрствования. Или можно в) сначала совершенно игнорировать явное
содержание и вместо этого спросить сновидца, какие события предыдущего дня ассоциируются в его
голове со сновидением, которое он только что описал. Наконец, можно г), если сновидец уже знаком с
техникой интерпретации, не давать ему никаких инструкций и позволить самому решить, с каких
ассоциаций к сновидению он начнет. Я не могу утверждать, что одна или другая из этих техник
предпочтительна или в целом приведет к лучшим результатам» (здесь и далее цит. по: Томэ, Кэхеле).
Несмотря на то что позже специальная литература, посвященная работе со сновидениями,
выросла количественно, более точные или расширенные рекомендации по технике интерпретации
Hosted by uCoz