самого терапевта. В эти моменты одновременно действуют и та его «часть», которая реагирует
чувственно, т. е. субъективно, и та «часть», которая наблюдает за происходящим честно и объективно,
стараясь использовать материал такого наблюдения для формулировки интерпретаций. Поэтому
терапевт должен уметь своевременно замечать и сдерживать чувства, являющиеся реакциями на
провокацию со стороны пациента (например, раздражение или гнев). В случае реактивной
интерпретации пациенты обычно мало внимания уделяют ее содержанию, зато очень чутко улавливают
переживания терапевта по форме ее изложения (например, по жестам или тону голоса).
Еще одним важным техническим приемом при работе с контртрансфером являются навыки
диагностики в себе самом как согласующегося, так и дополнительного контртрансфера. Так, когда в
разгаре трансфера пациент отводит терапевту роль «плохого объекта», подобного тем, с которыми ему
уже приходилось сталкиваться в прошлом (дополнительный контртрансфер), терапевт, обнаружив в
себе контртрансферентные согласующиеся чувства, может интуитивно войти в актуальные
переживания пациента. Часто именно это интуитивное понимание позволяет пациенту достичь инсайта
относительно тех чувств, которые он проецирует на терапевта.
При возникновении негативного контрансфера очень важно понять и ликвидировать его до того,
как начнется работа по интерпретации и ликвидации негативного трансфера. Чтобы понять причины
враждебности пациента, терапевт обязан поставить себя на его место. Простое указание на
агрессивность пациента вне общего контекста его чувств и поведения будет восприниматься как
проявление недружелюбной критики или нападение.
Помимо раздражения, скуки, оборонительной позиции и отстраненности контртрансферрентные
реакции могут проявляться в виде множества других чувств, причем не обязательно негативных. Так,
например, возникновение у терапевта желания защитить пациента может объясняться как базовой
чувствительностью последнего, требующей от терапевта осторожности и такта, так и бессознательным
тайным сговором между трансфером пациента и контрансфером терапевта, направленным на
игнорирование конфликтных областей. Удовлетворение или гордость терапевта по поводу проделанной
работы могут быть проявлением контртрансферентных реакций на идеализирующий перенос пациентов
с нарциссическим типом личности. Эротический контрансфер, служащий излюбленной областью
спекуляций вокруг психодинамической терапии, может скрывать как проблемы сексуальности, так и
проблемы агрессивности, возникающие во взаимоотношениях пациента и терапевта. Кроме того,
высокоэротизированный трансфер и контртрансфер часто являются следствием идеализации терапевта,
содержащей достаточно мало сексуальных чувств как таковых.
Так как психодинамическая терапия целенаправленно пробуждает в самом терапевте как
сознательные, так и бессознательные желания, страхи и конфликты, основным условием корректной и
эффективной профессиональной деятельности является глубинное понимание собственной личности.
Кроме того, психотерапевтическая практика взаимодействия с бессознательными процессами пациента
приводят к возникновению определенных резонансов в бессознательном терапевта, своего рода
«профессионально деформируя» его. Учитывая это, Фрейд жестко требовал от своих последователей не
только психодинамической подготовки, но и периодического прохождения курса личной
психодинамической терапии, а также регулярного самоанализа. Естественно, что психотерапевту, как и
любому другому человеку, невозможно полностью «познать самого себя». Однако игнорирование или
недопонимание подобных требований может вести к нарушению основной заповеди человека,
взявшегося оказывать помощь другому, «не навреди!».
В отечественной практике психодинамической терапии, в отличие от подобной практики в
западных странах, эти требования часто игнорируются. Такое состояние дел во многом связано с малой
разработанностью процедур и норм стандартизированной подготовки и лицензирования в этом
направлении, небольшим количеством специалистов, имеющих право проводить такую подготовку,
длительностью и дороговизной обучения, общей слабостью психотерапевтической культуры в
обществе, отсутствием профессионального контроля за деятельностью людей, именующих себя
«психодинамическими терапевтами», «психоаналитиками» и т. п. Следствием является широкое
распространение того, что Фрейд называл «диким психоанализом», практики неопытных аналитиков
или дилетантов, пользующихся понятиями психодинамической терапии для оказания
психотерапевтической помощи.
В своей статье, посвященной этому виду непрофессионального психоанализа, Фрейд считал его
определяющим признаком невежество, проявляющееся в ошибках научного и методического характера.
Но психотерапия может быть непрофессиональной даже тогда, когда диагноз поставлен верно и
специалист в основном правильно пользуется имеющимися техниками. «Нам давно уже пришлось
|