сновидения; в качестве примера он приводит случай, когда его просьба к пациентке записать часть
одного сновидения, которое вызывало у нее трудности при устном сообщении, привело к
возникновению инсайта по поводу его содержания.
Третьей проблемой является то, что зачастую сообщение пациентом о сновидении обладает или
приобретает отчетливое сходство с теоретической ориентацией психотерапевта. Так, например,
исследователи сновидений, независимые от психотерапевтической практики, отмечают, что пациентам,
проходящим психоанализ, в большинстве своем снятся сновидения, преисполненные традиционного
фрейдовского символизма; пациентам аналитической психотерапии образы и сюжеты, описанные в
работах К. Г. Юнга и т. д. X. Томэ и X. Кэхеле считают, что этот факт не является свидетельством в
пользу теории, которой придерживается психотерапевт, но говорит лишь о том, что пациент и терапевт
оказывают взаимное влияние друг на друга. Они пишут: «Не следует особенно удивляться, если два
участника сближаются при рассказе, общем исследовании и окончательном понимании сновидения».
Продуктивность пациента в смысле его сообщений о сновидениях, естественно, также во многом
определяется тем, каким образом терапевт реагирует на эти рассказы и есть ли у пациента ощущение,
что они ему интересны. Как показывает в своем исследовании Томэ, это сближение не является
результатом терапевтического внушения. Для того чтобы пациент мог сообщать о сновидении, он
должен чувствовать себя достаточно безопасно в терапевтических отношениях.
И наконец, У. Грунерт возражает против мнения Фрейда о том, что само по себе содержание
явного сновидения, без включения ассоциаций сновидца, может оказаться бесполезным для
интерпретации. Она пишет: «В отличие от практики Фрейда аналитику не следует бояться придавать
серьезное значение образам и событиям в сновидениях и в сопровождающих их или символизируемых
эмоциях и аффектах». Из этого следует, что он должен давать и соответствующие интерпретации.
Завершение психодинамической терапии
В большинстве случаев невозможно назвать точную дату окончания психодинамической
терапии. Во время обсуждения условий терапевтического контракта психотерапевт обычно объясняет
такую открытость временных рамок пациенту тем, что длительность проводимой терапии прежде всего
зависит от того, сколько времени потребуется для выявления и разрешения внутренних
бессознательных конфликтов пациента. Иногда этот процесс может продолжаться несколько лет, так
как изменения происходят через накопление минимальных, часто медленно распознаваемых сдвигов
состояния.
Однако все же наступает время, когда и терапевт, и пациент приходят к выводу о том, что
терапия вступает в свою завершающую фазу. В этот период как терапевт, так и пациент замечают, что
больше не поступает нового материала и не отмечается никаких новых сопротивлений. Скорее
отмечается продуктивная день ото дня работа пациента, который самостоятельно использует в практике
своей повседневной жизни то, чему он научился в кабинете психотерапевта.
О необходимости завершения психодинамической терапии свидетельствует:
1) разрешение проблем пациента;
2) осознание пациентом своих проблем как дистонных образований;
3) понимание пациентом особенностей своего личностного развития, защитных и адаптивных
механизмов, объектных отношений, переживаний собственного «Я» и т. п., служащих причинами
проблем;
4) способность пациента распознавать и овладевать своими трансферентными реакциями;
5) выработанные навыки самоанализа в качестве метода диагностики и разрешения своих
внутренних конфликтов.
В идеальном случае вопрос о завершении психотерапевтического курса поднимает сам пациент.
Часто пациенты поднимают вопрос о завершении психотерапии не прямо, а косвенно, в виде фантазий
или гипотетических обсуждений. В связи с этим психотерапевту, прежде чем переходить к обсуждению
такого завершения, обычно рекомендуется послушать пациента еще некоторое время, внимательно
анализируя новые вопросы и новые конфликты, которые может вызвать эта тема, и пытаясь определить,
не является ли вопрос об окончании психотерапии проявлением сопротивления.
Но может случиться и так, что вопрос завершения работы «витает в воздухе», а пациент избегает
всякого упоминания о такой возможности. В этой ситуации терапевт должен расценивать это как
проявление психологической защиты против завершения.
В любом случае терапевт должен обозначить свое видение ситуации. Этим он стимулирует
|