индивидами, часто приходится выслушивать бурные речи возбужденного пациента. Оставаться
безучастным в этой ситуации антитерапевтично, а попытки интерпретировать проективную защиту или
противопоставить искаженным представлениям пациента собственное видение реальности могут
вызвать у пациента подозрение, что терапевт находится в тайном сговоре с мучителями. Н. Мак-
Вильямс в этом случае рекомендует следующую тактику: во-первых, необходимо дождаться того
момента, когда пациент сделает паузу, чтобы передохнуть (со стороны психотерапевта это может
выражаться в спокойном сидении и сочувственных кивках в течение большей части сессии). По крайней
мере, такой аффективный всплеск свидетельствует, что пациент теперь достаточно доверяет терапевту,
чтобы бесконтрольно выражать свои чувства. Во-вторых, можно произнести фразу наподобие
следующей: «Сегодня вы, кажется, более подавленны, чем обычно», никак не указывая на то, что по
своему содержанию расстройство является патологией. Наконец нужно постараться помочь пациенту
установить, что же вызвало такую бурю чувств, учитывая, что часто главная причина расстройства
пациента только внешне связана с темой его излияний.
Приведем пример. На одной из сессий пациент Д. сообщил, что очередное обострение военной
обстановки в Югославии напрямую связано с тем, что накануне вечером он сделал то, чего ни в коем
случае не должен был делать (как позже выяснилось, прочитал в газете статью на тему, на которую он
самостоятельно наложил запрет в связи с тем, что она вызывает у него слишком бурные эмоции). В
ответ терапевт заметил, что, наверное, достаточно тяжело нести ответственность за поддержание
равновесия в этой «горячей точке» и поинтересовался, каким образом Д. справляется с подобной
задачей. В этом случае терапевт не выразил несогласия с интерпретацией событий, данной пациентом,
но и не нанес удара по его самолюбию, отвергая их. И что самое важное, терапевт спровоцировал
дальнейшее обсуждение. Обычно стоит пациенту выпустить пар, как на смену его параноидальным
идеям постепенно приходит более реалистичное понимание происходящего. Иногда терапевт может
помочь, мягко спрашивая пациента о других возможных объяснениях подобного восприятия, но только
после того, как пациенту дали возможность выговориться. В результате таких действий пациент
начинает воспринимать ситуацию реалистично и его состояние улучшается.
Поддерживающая терапия с психотичными и потенциально психотичными людьми имеет разные
цели и разные критерии по сравнению с терапией менее нарушенных пациентов. Несмотря на
некоторые предрассудки, психотерапия психотиков эффективна и несет в себе большой заряд
душевного удовлетворения. Зачастую она может быть эмоционально тяжелой, опустошающей,
угнетающей и требовать работы на пределе своих возможностей, но в то же время она эмоционально и
интеллектуально стимулирует, повышает творческий потенциал психотерапевта.
Экспрессивные техники при работе с пограничными пациентами
Как уже отмечалось, термин «пограничный» имеет разнообразные значения. Дело не только в
том, что депрессивный человек с пограничными чертами сильно отличается от нарциссического,
параноидного или истерического пограничного пациента, но и в том, что внутри категории
пограничного существует широкий диапазон тяжести состояния, простирающийся от невроза, с одной
стороны, до психоза с другой. Поэтому для людей с организацией личности пограничного уровня
следует выбирать экспрессивную психотерапию.
Целью терапии, проводимой с пациентами, обладающими пограничной структурой, является
развитие целостного, надежного, комплексного и позитивно значимого ощущения самих себя. Наряду с
этим процессом происходит развитие способности полноценно любить других людей, несмотря на их
отрицательные качества и противоречия. Для пограничных индивидов возможно постепенное
продвижение от неустойчивой реактивности к стабильному принятию своих чувств, ценностей и
восприятия жизни, несмотря на трудности, которые они представляют для терапевта, особенно на
ранних стадиях терапии.
Экспрессивная терапия имеет много общего как с поддерживающей, так и с вскрывающей
терапией. Пациента просят говорить все, что приходит ему в голову, психотерапевт помогает ему в этом
разобраться, обе стороны ожидают, что в результате череды инсайтов и налаживания благоприятных
дружеских отношений будут происходить изменение и рост личности. Но существуют и различия,
причем они довольно существенны. Большинство из них проистекает из того обстоятельства, что
пограничная личность, по определению, не имеет интегрированного Эго, наблюдающего объекты так,
как их видит психотерапевт. Вместо этого пограничная личность подвержена хаотичному метанию
между различными состояниями Эго, не обладая способностью собрать их воедино.
|