Вашингтонской психиатрической школы, а в 1936 г. стал ее официальным главой. В 1929 г. он
содействовал организации Вашингтонско-Балтиморского психоаналитического общества, хотя уже в
этот период наметилась тенденция к конфронтации с основными психоаналитическими идеями. В 1938
г. он стал соиздателем, а впоследствии и издателем журнала «Психиатрия», на страницах которого
нашла свое отражение его теория межличностных отношений. В 1948 г. Салливан принял участие в
проекте ЮНЕСКО «Напряженность», организованном ООН для изучения влияния психологической
напряженности на международные отношения и взаимопонимание. Скончался Салливан в 1949 г.
При жизни Салливан опубликовал только одну книгу «Концепции современной психиатрии»
(1947). Через 4 года после смерти ученики и коллеги опубликовали его рукописи и заметки в книге
«Межличностная теория психиатрии» (1953). В дальнейшем были изданы «Психиатрические беседы»
(1954), «Клинические исследования в психиатрии» (1956), «Шизофрения как человеческий процесс»
(1962) и «Психопатология личности» (1972).
Салливан полагал, что личность это гипотетическая сущность, «иллюзия», почти целиком
являющаяся продуктом взаимодействия человека с
другими людьми. [«Психиатрия предполагает
изучение феноменов, возникающих в межличностных ситуациях, в конфигурациях, образованных
двумя или более людьми, из которых все кроме одного могут быть в большей или меньшей
степени иллюзорны» (Холл, Линдсей, с,. 141).] Поэтому потребность в межличностных связях такая
же базовая потребность, как и все биологические потребности (особенно учитывая то, что у человека,
по сравнению с другими млекопитающими, период младенчества наиболее длителен). [Вообще,
согласно интерперсональной теории личности Салливана, человека характеризуют две ведущие
потребности, одна из которых имеет биологическую природу (потребность в нежности, ласке), а вторая
(потребность в безопасности) связана с межличностными отношениями. Психологический смысл
первой потребности ослабление силы физиологических потребностей. Этот уровень
функционирования присущ и животным. Вторая ведущая потребность характерна только для человека и
направлена на снижение тревоги и неуверенности. Удовлетворение второй потребности ложными
способами приводит к психическим заболеваниям, которых, по мнению Салливана, у животных нет.]
Согласно интерперсональной теории развития личности Салливана, ребенок для избежания
тревоги (актуальной или потенциальной) и удовлетворения потребности в безопасности вынужден
развивать и усиливать те черты характера, способы поведения, навыки и механизмы защиты, которые
одобряются окружающими и, наоборот, подавлять или отрицать те, которые связаны с неодобрением.
Эти меры безопасности формируют «Я-систему», санкционирующую одни формы поведения («Я
хороший») и запрещающую другие («Я плохой»). «Можно сказать, что "Я" состоит из отраженных
оценок. Если эти оценки носят главным образом умоляющий или унизительный характер... если
динамика "Я" сформирована опытом в основном унижающим, то она будет способствовать враждебной,
пренебрежительной оценке со стороны окружающих и взращивать пренебрежительные и враждебные
оценки самого себя» (Ялом, с. 40).
Из такой концепции «Я-системы» вытекает склонность к искаженному восприятию других
людей их персонификации. Под персонификацией Салливан понимал комплекс чувств, мыслей,
отношений и представлений, возникающих на основании опыта, связанного с удовлетворением
потребностей или тревогой. Так, любой опыт межличностных отношений, связанный с
удовлетворением потребностей и снижением тревоги, формирует благоприятную персонификацию. И
наоборот, тревожная мать может персонифицироваться как плохая. Наложение нескольких
персонификаций образует комплексную персонификацию. Персонификация проявлений «Я-системы»
образует самоперсонификацию. Персонификации, разделяемые некоторым множеством людей,
Салливан называл стереотипами.
Персонификации, возникшие в совершенно определенной ситуации межличностного
взаимодействия, в дальнейшем склонны закрепляться и влиять на человеческие взаимоотношения.
Салливан выделял три типа переживаний прототаксические, паратаксические и
синтаксические. Прототаксический опыт он рассматривал как «дискретный ряд кратковременных
состояний сензитивного организма» (Холл, Линдсей, с. 144). Это некоторый опыт потока сознания,
неоформленных ощущений, чувств, образов, не имеющих практически никакой связи между собой и
смысла для переживающего их человека. Такой способ переживания, с точки зрения Салливана,
свойствен младенцу в первые месяцы жизни и является базисом для формирования двух последующих.
Паратаксический опыт связан с нахождением причинных связей между событиями, которые
возникают одновременно, но при этом никак больше не связаны между собой. Синтаксический опыт
основывается на признанных формах символической деятельности, особенно вербальной.
|