Синтаксический опыт устанавливает логический порядок между переживаниями и дает людям
возможность общаться друг с другом.
Говоря о трансферентных реакциях, возникающих в психотерапии, Салливан называл их
паратаксическим искажением.
[Однако подчеркнем, что, в отличие от трансфера, паратаксические
искажения охватывают всю область межличностных отношений, а не только взаимоотношения
«психотерапевтпациент». Кроме того, паратаксическое искажение возникает не только из простого
переноса, но из искажения межличностной реальности в ответ на внутриличностные потребности.]
В
этом феномене он особенно подчеркивал два момента: 1) человек общается с другим человеком,
руководствуясь не реально существующими свойствами, а образом, сформированным собственной
фантазией; 2) паратаксические искажения имеют тенденцию к самозакреплению за счет механизма
«самоисполняющегося пророчества». Модификация паратаксических искажений возможна только через
согласованную оценку межличностных оценок индивида с такими же оценками окружающих.
Соответственно психотерапия в любой ее форме, по мнению Салливана, должна быть
направлена на коррекцию межличностных взаимоотношений. «Человек достигает душевного здоровья в
той степени, в какой он осознает свои межличностные взаимоотношения. Психиатрическое лечение
заключается в "расширении Я" пациента до такой степени, что он, каким он известен себе, и он,
определенным образом ведущий себя по отношению к окружающим, становится в значительной
степени одной и той же личностью» (Ялом, с. 41).
Кроме этого, в 20-40-х гг. XX в. интенсифицировались исследования и практические разработки
в области групповой психотерапии, базирующиеся на самых разнообразных подходах (психодрама Я. Л.
Морено, «теория поля» К. Левина и др.). [Если быть точным, то за точку возникновения групповой
психотерапии большинство исследователей берут 1905 г., когда специалист по внутренним болезням из
Массачусетского госпиталя в Бостоне Джозеф Пратт создал группу из 15 больных туберкулезом.
Обсуждение эмоциональных проблем, возникающих в связи с этим инфекционным заболеванием,
проходило преимущественно в лекционной форме.
В 1921 г. Эдвард Лаззель, опираясь на опыт Дж.
Пратта, попытался лечить больных шизофренией посредством докладов и рекомендаций. К. Мерш,
начав с преподавания в общих комнатах, закончил применением громкоговорителей для обращения
сразу ко всем больным, находящимся в лечебном учреждении. Вслед за этим последовало множество
других примеров применения для группового лечения «техники докладов». Метод Е. Сноудена
заключался в восьми докладах, каждый из которых читался раз в неделю, длился всего двадцать минут
и был посвящен объяснению причин различных психических расстройств. В дополнение к лекции в
обязанности пациентов входила рефлексия услышанного материала на свои личные проблемы, чему
способствовала групповая дискуссия. Во время этой дискуссии терапевт умудрялся поговорить с
каждым пациентом наедине в течение нескольких минут, объясняя, как тема доклада связана с
проблемами данного пациента.]
Все это привело к появлению собственно психоаналитических теорий групп. Ряд
психоаналитиков, беря за основу идеи внутрипсихического подхода, попытались проводить «группы
психоаналитической психотерапии» или «психоанализ в группе», в той или иной форме адаптируя
метод психоанализа к групповым условиям. Они не ставили своими задачами психотерапию группы
или использование групповых психотерапевтических процессов; их целью была терапия отдельного
человека в группе путем психоанализа.
Основная идея Триганта Бэрроу заключалась в том, что индивида нельзя рассматривать
изолированно от системы его межличностных связей, поэтому индивидуальная психодинамическая
терапия, наряду со множеством позитивных моментов, может оказывать и негативное влияние. Так, за
счет своей изолированности от окружающего мира она может приводить к тому, что отношения
пациента с близкими, знакомыми, коллегами и вообще людьми могут искажаться или разрушаться.
Групповая психоаналитическая терапия «это обширная схема анализа с тем преимуществом, что,
несмотря на то что материал нашей общественной и коллективной жизни влечений остается таким же,
как и был прежде, в лечебной группе начинают систематично анализироваться как межличностные, так
и персональные замещающие образования и вытеснения, которые воплощаются внутри смешанных
коллективов или псевдогрупп в качестве заместителя общего социального организма». /7/
Бэрроу считал, что главная ценность группового метода заключается в том, что он позволяет
понизить сопротивление пациента по отношению к лечебному процессу. Когда пациент начинает
понимать, что его проблема не столь уникальна, его потребность утаивания и изоляции значительно
уменьшается, что, в свою очередь, ослабляет сопротивление. При этом Бэрроу подчеркивал, что
«групповые методы психоанализа не представляют собой ничего иного, чего бы мы не встретили при
|