применении индивидуального психоанализа в смысле Фрейда, различие касается только отказа
углубляться в онтогенетическую область, вместо этого мы обращаемся к филогенетической». /7/
Льюис Уэндер начал применять психоаналитически ориентированные групповые формы работы
в рамках психиатрической клиники для психотерапии пациентов с неглубокой психической патологией.
Он пробовал соединять различные типы групповых и индивидуальных бесед и пришел к заключению,
что в индивидуальной терапии пациенты начинают говорить свободнее и продуцируют более
конфликтный материал, если они одновременно участвуют в терапевтической группе. Свои групповые
сессии он обычно открывал докладами на такие темы, как теория влечений, учение о бессознательном,
толкование сновидений и т. п. Прогресс групповой работы определялся по критериям спонтанности
поведения пациентов и их способности связывать свои личные проблемы с представленным в начале
сеанса теоретическим материалом.
Опираясь на свои психоаналитические эксперименты в группах, Пауль Шильдер описал то, как
представления пациентов о самих себе или своем физическом Я («Я-тела») превращаются в своего рода
когнитивную надстройку, которая мало изменяется под воздействием внешней реальности. Группа
позволяет пациенту столкнуться с проблемой, т. е. понять, каким образом он пришел к своему жестко
определенному способу мышления и почему последний оказывает столь сильное влияние на его
поступки. Кроме того, Шильдер обнаружил, что идеи и представления любого пациента неразрывно
связаны с его социальным бытием, а потому обсуждение фантазии не имеет смысла вне группы. Когда
конкретный ход мышления одного из участников группы становится понятным и обсуждается в группе,
внимание закономерно переходит от интеллектуального содержания к жизненному опыту. За счет этого
проблема выходит из индивидуальных рамок, ослабляя у пациента чувство изоляции. В то же время
«идентификация» других участников группы с проблемой пациента дает возможность найти новые
подходы к ее разрешению. В связи с этим главной предпосылкой такой психотерапии была
интеллектуальная искренность терапевта его готовность активно участвовать в дискуссии, в
нужный момент открывая свой внутренний мир.
Групповая терапия активностью С. Славсона возникла из групповой психодинамической
работы с детьми, имевшими патологию характера. Славсон заметил, что во время терапевтических
сессий, в которых поощрялась практически любая физическая активность, у участников групп стали
образовываться положительные связи с другими членами группы, с терапевтом и, наконец, даже с
людьми вне терапевтической группы. Часть такого успеха Славсон объяснял свободной атмосферой, в
которой дети могли отреагировать чувства враждебного и агрессивного характера, не боясь каких-либо
наказаний. Чуть позже он применил свой метод и на более взрослом контингенте.
В соответствии с концепцией Славсона любая психотерапия не обходится без следующих
основных элементов: 1) переноса, 2) катарсиса, 3) осознания, 4) проверки на реальность и 5)
сублимации. Проверка на реальность и сублимация являются теми элементами, которые слабо
представлены в индивидуальной психотерапии, в то время как в групповой психотерапии они всегда
находятся в распоряжении участников. Множественность и разнообразие форм отношений приводят в
групповой ситуации к взаимной поддержке, снижению уровня агрессии и уменьшению чувства вины.
Кроме того, Славсон отмечал, что, в зависимости от ситуации, перепое протекает в группе
циклами, которые определяются взаимодействием между процессами идентификации и соперничества,
способными усиливать как негативные, так и позитивные чувства. Соперничество наступает в тех
случаях, когда пациенты пытаются поправиться терапевту, получить его признание и одобрение.
Идентификация связана с латентными чувствами враждебности и агрессии по отношению к
родительским фигурам; такие чувства никогда не бывают глубоко скрытыми и легко проявляются.
Идентификационные связи, возникающие между пациентами, призваны защищать участников группы
от чувства вины и создавать коллективную защиту от наказания. Поэтому даже в негативных фазах
цикла переноса хорошо заметна сплоченность группы.
Славсон также считал, что психотерапевт, насколько это возможно, должен знать
психодинамику и патологические отклонения каждого члена группы, чтобы иметь возможность
адекватно устанавливать рамки и глубину психотерапии. Вместе с тем знание основной проблемы
пациента, рассматриваемое через контекст латентного содержания и общей направленности групповой
дискуссии, дает возможность использовать проработку переноса и поддержку таким образом, чтобы
пациенты преодолевали свои страхи по поводу отличия от других членов группы.
Александр Вольф и Эммануэль Шварц считали, что в группе создаются благоприятные
условия для переживания регрессивных состояний. Это предоставляет широкие возможности для
анализа двух основных психодинамических феноменов переноса и сопротивления. Такой анализ, по
|