внешними группами) либо «стать собственностью внешних групп, их идей или мнений» (Гринберг,
Сор, де Бьяченди).
При базовом допущении тяготения к парности (bаР
basic assumptions of pairing) группа
ведет себя так, как будто участники верят, что какими бы ни были настоящие проблемы и потребности
группы, что-то в будущем или кто-то еще не рожденный разрешит их. В культуре базового допущения
тяготения к парности руководство связывается с парой, которая обещает произвести на свет ребенка
или некоторую идею, связанную с будущим. Такая пара может образовываться в диалоге между двумя
членами группы (например, во время обсуждения интимных или сексуальных тем), развитие
взаимоотношений которых стимулирует вся остальная группа. Но для спасения группы от чувств
ненависти, разрушения или отчаяния надежда на мессию никогда не должна быть осуществлена.
Вот как Байон описывает группу с таким базовым допущением. «Впервые я обратил внимание на
нее на одном из сеансов, в котором мужчина и женщина спорили друг с другом, явно забыв об
остальной группе. Остальные члены группы то и дело обменивались взглядами, по которым было
видно, что речь здесь шла о любовных отношениях; но совершенно серьезно к этому никто не
относился, да и внешнее содержание разговора вряд ли существенно отличалось от других разговоров в
группе. Но я обратил внимание на следующее: обычно отдельные члены группы довольно болезненно
реагировали на любое отклонение от активности, рассматривавшейся как терапевтическая, что на этом
этапе развития группы подразумевало, что кто-то выговаривался и получал "истолкование" от меня или
другого участника группы. Но теперь противоестественным не казалось то, что эта пара одна отвлекла
на себя внимание всех. Позднее стало ясно, что не имеет особого значения пол партнеров для общей
предпосылки, в ходу здесь было образование пары. Эти сеансы имели своеобразный, переполненный
надеждами, заинтриговывающий характер, этим они существенно отличались от обычных сеансов со
скукой и фрустрацией.» /8/
Для группы этого типа отклоняющейся от нормы формой является тенденция к расколу. Раскол
выполняет защитные функции и связан с возникновением и развитием повой идеи «мессианской
идеи» (в отличие от «мессианской надежды»). После раскола часть группы будет продолжать
придерживаться мессианской надежды, в то время как другая часть будет находиться под воздействием
двух противоборствующих сил толерантности к новой идее и стремления группы функционировать
на уровне базового допущения. [Важно отметить, что отклоняющаяся от нормы форма возникает только
тогда, когда группа сталкивается с идеей, способствующей развитию, что не имеет места в культуре
рабочей группы, а также не нейтрализует культуру базового допущения. Развитие новой идеи угрожает
основной структуре группы и несет с собой возможность возникновения ситуации, которую Байон
назвал катастрофическим изменением,
подрыва структуры той среды, в которой вызрела новая
идея.]
Базовые допущения могут меняться на протяжении одной сессии или оставаться теми же в
течение многих месяцев, но они никогда не сосуществуют друг с другом. Кроме того, группа с любым
типом базового допущения враждебно сопротивляется любым стимулам, направленным на рост или
развитие.
Еще одной важной особенностью является то, что в группе базового допущения язык не
развивается как способ мышления, но используется как форма действия. Как отмечают Л. Гринберг, Д.
Сор и Э. Т. де Бьяченди, «можно сказать, что это язык, лишенный своего коммуникативного свойства
свойства, которое зависит от формирования и использования символов». Он больше напоминает
язык психотика, чем язык невротика. Из-за этого базового допущения группа не включает понятие
времени и поэтому не терпит фрустрации.
Участники группы, задействующие «базовые допущения», делают это автоматически (возможно,
даже с элементами навязчивости). Поэтому такое поведение, в отличие от участия в рабочих группах, не
предполагает ни определенного уровня психической зрелости, ни какого-либо специального
эмоционального опыта, ни развития способности к кооперации. Чтобы отличить спонтанное участие в
группе базового допущения от сознательного или бессознательного участия в рабочей группе, Байон
вводит понятие валентности инстинктивной способности участвовать в групповой деятельности в
соответствии с базовыми допущениями. [Байон определяет валентность как «спонтанную
бессознательную функцию стадных качеств человеческой личности».] Именно она в начале каждой
групповой сессии из всего многообразия обсуждаемых тем выкристаллизовывает ту общую
бессознательную фантазию, которая наилучшим образом подходит к бессознательным фантазиям
многих участников. Немаловажно, что групповой психотерапевт также задействуется этим уровнем
функционирования и сталкивается в группе с той же самой (или по крайней мере похожей) дилеммой,
|