что и другие члены.
В отличие от группы с базовыми допущениями рабочая группа требует от своих членов
способности к кооперации, определенной психической зрелости (т. е. наличия контакта с реальностью,
определенной толерантности к фрустрациям, способности к рефлексии и т. и.) и контроля над
эмоциями. Соответственно групповая культура и групповое мышление существенно отличаются от тех,
которые существуют в группах базового допущения.
Задачи, которые ставит перед собой рабочая группа, предполагают использование более зрелых
защитных механизмов и более рациональных методов работы. Эти задачи (которые могут быть и
достаточно болезненными) способствуют росту и созреванию группы и ее членов, поэтому лидером в
такой группе должен являться человек, который наиболее эффективен в обеспечении такого роста
(причем это не обязательно терапевт). Основной функцией рабочей группы является вербальный
диалог, в котором она терпит фрустрацию и дает возможность развиваться новым идеям.
Байон описал три специфических конфликта, осложняющих функционирование рабочей
группы. Во-первых, это конфликт между желанием участника обрести чувство полноты жизни путем
полного погружения в группу и растворения в ней и желанием обрести чувство индивидуальной
независимости через отрицание группы. Во-вторых, это конфликт между группой и участником, чьи
желания зачастую идут вразрез с потребностями группы. В-третьих, это конфликт между рабочей
группой и группой базового допущения.
В 1956 г., занимаясь изучением механизмов проективной идентификации, Байон расширил
концепцию развития, созданную М. Кляйн, создав теорию нормальной и патологической
интеракции. По его мнению, как группа, так и индивид в группе курсируют между параноидно-
шизоидным и депрессивным полюсами.
Находясь на параноидно-шизоидном полюсе, группа использует примитивные механизмы
психологической защиты (расщепление, проекцию, проективную идентификацию). В этом состоянии
группа не способна к решению внутригрупповых конфликтов, ведущих к расколу и неконтролируемой
агрессии и может объединиться только при наличии общего врага.
На депрессивном полюсе группа уже способна выдерживать амбивалентность отношений и
использовать более зрелые механизмы психологической защиты (переживание чувства вины за свою
агрессию, за реальный или воображаемый ущерб, нанесенный другому).
Опираясь на свою модель контейнирования (см. главу 1), Байон говорит об альфа-функции
группы, посредством которой сырые смысловые данные (бета-элементы)
преобразуются в альфа-
элементы «материал для фантазий и размышлений». [Удачной метафорой этой функции может
служит следующее высказывание Байона: «Мать, чувствуя любовь к своему ребенку и его отцу, в
состоянии мечтательной отрешенности понимает, в чем нуждается ребенок» (цит. по: ван Вик).]
Аналогично этому групповой процесс рассматривается как процесс последовательных проективных
идентификаций отдельных участников группы, которые могут поглощаться и преобразовываться всей
группой и, таким образом, ре-интернализироваться. [«Если младенец испытывает невыносимый страх,
то он пытается справиться с ним с помощью проекции на мать. Реакция матери заключается в том,
чтобы распознать этот страх и сделать все, что необходимо для смягчения страдания ребенка. Младенец
переживает это так, как будто он спроецировал нечто невыносимое на свой объект, который все же
оказался в состоянии сохранить это в себе и справиться с ним. Затем ребенок ре-интроецирует уже не
свой первоначальный страх, а тот страх, который был модифицирован после контейнирования его
матерью. Одновременно он интроецирует объект, который в состоянии сохранять страхи в себе и
справляться с ними. Такое "контейнирование" страха внешним понимающим объектом является
основой психической стабильности» (цит. по тому же).]
По мнению Байона, основная задача психотерапии создание таких условий, при которых
члены группы могли бы осознать проблемы своих ранних отношений с авторитетными для них
фигурами, а затем освободиться от них путем понимания своих базовых допущений.
В первой из групп, проведенных Байоном, принял участие Генри Эзриел, впоследствии
создавший собственную психодинамическую концепцию групповой психотерапии, также связанную с
объектными отношениями. В частности, Эзриел вводит положение о том, что вытеснение сложных
переживаний и избегание конфронтации с неосознаваемыми фантазиями может быть возможно только
благодаря установлению определенных отношений с объектами. [Подчеркнем, что эти объектные
отношения и связанные с ними переносы (в отличие от классического невроза переноса) не имеют
отношения к процессам психического развития, но в некоторых случаях могут отражать проблемы,
возникавшие в ходе развития.]
|