Задачей фасилитатора, как и при индивидуальном анализе, является интерпретация. «Лечебное
действие исходит от терапевта, который, благодаря своей дистанцированности от происходящего в
группе, в состоянии видеть подлинные конфликты, скрывающиеся за кажущимися, и делать их
доступными для группы посредством интерпретаций» (цит. по тому же). Отметим, что сегодня групп-
анализ, помимо групповой психотерапии, широко используется в социально-психологической
реабилитации, индустриально-организационной психологии, педагогической коррекции и т. п.]
Решением этой парадоксальной ситуации стал предложенный Зигмундом Генрихом Фулксом
метод групп-анализа формы психотерапии, «осуществляемой самой группой и направленной на
группу, включая ведущего» (Рутан, Стоун, с. 39)¹.
Фулкс родился в 1898 г. в Карлсруэ. Он изучал психиатрию в Гейдельберге, Франкфурте-на-
Майне, Мюнхене и Берлине у таких известных психиатров, как Э. Крепелин, Г. Бергманн, К. Клейст.
Завершив свое медицинское образование, он два года проработал в Неврологическом институте во
Франкфурте, которым руководил К. Гольдштейн. Его идеи о целостной реакции организма на травму у
пациентов с поражением мозга, а также положения гештальт-психологии об отношениях фигуры и фона
и изучения целостной ситуации, в которой находится человек (в частности, ситуации эксперимента и
присутствия наблюдателя), оказали большое влияние на формирование собственной
психотерапевтической концепции Фулкса.
Заинтересовавшись идеями психоанализа, Фулкс переехал в Вену. Любопытно, что его личным
аналитиком была Хелен Дойч, а сам он активно принимал участие в семинарах, которые проводил В.
Райх. Получив квалификацию психоаналитика, Фулкс вернулся во Франкфурт, где стал директором
клиники Института психоанализа (помещавшегося, кстати, в одном здании с Институтом социальных
исследований, вследствие чего психоаналитики довольно часто проводили совместные семинары с
социологами). Он испытал влияние неомарксистских идей М. Хоркхаймера, Т. Адорно, Г. Маркузе и Н.
Элиаса, а среди его сотрудников были будущие «неофрейдисты» Э. Фромм и Ф. Фромм-Райхманн.
Позже Фулкс писал, что эти контакты помогли ему осознать равноценность ролей биологических и
социокультурных факторов в человеческом сознании.
В 1933 г. Фулкс эмигрировал в Великобританию. Во время Второй мировой войны он работал
главным психиатром Норфилдского военного госпиталя (располагавшегося в Бирмингеме), в котором
впервые применил принципы психодинамического подхода для работы со всей организацией.
После войны Фулкс совмещал работу в госпитале с частной практикой. Он стал
консультирующим психотерапевтом в известной больнице Модели в Лондоне, где организовал
психотерапевтическое амбулаторное отделение, в котором сотрудничал в качестве супервизора как
групповой, так и индивидуальной психотерапии. Он также преподавал в Лондонском институте
психоанализа и основал Общество группового анализа. Свои идеи и взгляды Фулкс изложил в книгах
«Терапевтический групповой анализ» (1964) и «Групповая аналитическая психотерапия: методы и
принципы» (1975).
Генезис невроза
Концепция Фулкса основывается на базисном положении об изначальной социальности
человека: «Каждый человек в принципе и непосредственно определен миром, в котором он живет, а
также его группой и сообществом, к которому он принадлежит» (цит. по: ван Вик). В качестве
первоначальной группы выступает семья, затем, по мере развития, ребенок включается в другие, более
крупные группы, которые своей сетью взаимоотношений опосредуют его развитие. [В качестве
конечной группы может выступать все мировое сообщество.] С этой точки зрения человеческая
индивидуальность определяется сочетанием: 1) уникальных черт человека; 2) особенностей его раннего
жизненного опыта и 3) системами социальных взаимосвязей, с которыми он сталкивается. Поэтому как
нельзя противопоставлять человека и общество, так нельзя противопоставлять внутреннее и внешнее,
тело и сознание, фантазию и реальность любое такое разделение будет искусственным.
Соответственно все нервно-психические расстройства рассматриваются в групп-анализе как
следствие нарушения межличностных коммуникаций. Фулкс пишет: «Психические нарушения уходят
корнями в нарушения коммуникации индивидуума с другими, в его отчуждение от общества. Они
являются осадками интернализованных конфликтов с родителями в раннем детстве и косвенно с
общественными табу. Такие нарушения, ведущие к психической болезни и расстройству
межчеловеческих связей, в первую очередь касаются отношений к ближайшим лицам и в них втянута
|