чувства, как то делает чувствующий тип. Вместо этого интуитивный тип возводит бессознательное
восприятие до уровня дифференцированной функции, через которую он и приспособляется к внешнему
миру. Он приспособляется благодаря бессознательным директивам, которые он получает через особенно
тонкое обостренное восприятие и истолкование смутно осознанных побуждений. Как может выглядеть
такая функция, это, конечно, трудно описать вследствие ее иррационального и, так сказать,
бессознательного характера. Ее можно было бы, пожалуй, сравнить с даймонием Сократа, конечно с тем
отличием, что необыкновенно рационалистическая установка Сократа по возможности вытесняла
интуитивную функцию, так что ей приходилось пробиваться на путях конкретной галлюцинации,
потому что у нее не было прямого психологического доступа к сознанию. А это, последнее, именно и
имеет место у человека интуитивного типа.
Ощущающий тип представляет собой во всех отношениях противоположность интуитивному
типу. Он базируется, так сказать, исключительно на элементе чувственного ощущения. Его психология
ориентируется на влечении и ощущении. Поэтому он всецело зависит от реальных раздражений.
То обстоятельство, что Ницше особенно выделяет, с одной стороны, психологическую функцию
интуиции, а с другой психологическую функцию ощущения и влечения, могло бы быть
показательным для его собственной, личной психологии. Его следовало бы признать интуитивным
типом, но со склонностью в сторону интроверсии. В пользу первого говорит его преимущественно
интуитивно-художественный способ творить, для которого особенно характерно разбираемое нами
«Рождение трагедии», а еще больше главное его произведение «Так говорит Заратустра». Для
интровертно-интеллектуальной стороны его характера показательными являются его афористические
сочинения, отличающиеся, несмотря на сильную окрашенность чувством, ярко выраженным
критическим интеллектуализмом, в стиле французской интеллигенции XVIII века. О его
принадлежности к интуитивному типу вообще говорит то обстоятельство, что ему недостает
рационального ограничения и законченности. При таком положении вещей неудивительно, что он в
первом своем сочинении бессознательно выдвигает на первый план факты своей личной психологии.
Это соответствует интуитивной установке, воспринимающей все внешнее прежде всего через
внутреннее, иногда даже в ущерб реальности. Благодаря такой установке он и приобрел это глубокое
понимание дионисийских свойств своего бессознательного. Однако грубая форма их, насколько нам
известно, всплыла на поверхность его сознания лишь тогда, когда разразился его недуг, после того, как
она уже раньше обнаруживала себя в его сочинениях в многочисленных эротических намеках. Поэтому
чрезвычайно прискорбно с психологической точки зрения, что рукописи, найденные после его
заболевания в Турине, рукописи в этом отношении особенно показательные были преданы
уничтожению во имя морально-эстетического сострадания.
IV. Проблема типов в человековедении
1. Общий обзор типов Джордана
Продолжая в хронологическом порядке обзор предварительных работ по интересующему нас
вопросу о психологических типах, я обращаюсь в настоящей главе к небольшому, несколько странному
научному труду, с которым я ознакомился благодаря моей уважаемой лондонской сотруднице, доктору
Констанции Лонг; я говорю о книге Фюрно Джордана «Характер с точки зрения тела и генеалогии
человека». /42/
В своей небольшой книге (всего 126 страниц) Джордан описывает, в сущности, два
характерологических типа; определение их интересует нас во многих отношениях, хотя замечу с
самого начала автор, в сущности говоря, имеет в виду наши типы лишь отчасти, выдвигая зато точку
зрения интуитивного и ощущающего типов и смешивая их с первыми. Но предоставим сначала слово
самому автору и приведем его вступительное определение. На странице 5 он говорит: «Существуют два
характера, фундаментально отличных друг от друга, два ясно выраженных типа характеров (с третьим,
промежуточным): у одного типа тенденция к активности сильна, а тенденция к рефлексии слаба: у
|