Navigation bar
  Print document Start Previous page
 124 of 321 
Next page End  

Эпиметея к прометеевской Пандоре становится дьявольским посягательством Мефистофеля на душу
Фауста. А мудрая осторожность Прометея, заставившая его отказаться от божественной Пандоры,
искупается трагическим эпизодом с Гретхен, и поздно удовлетворяющеюся тоскою по Елене, и
бесконечным восхождением к верховным «матерям». («И вечно женственное влечет нас ввысь».)
Фигура средневекового волшебника таит в себе прометеевский протест против признанных
богов. Волшебник сберег часть древнейшего язычества [Магическими силами очень часто обладают
именно представители более древней народности. В Индии это непалийцы, в Европе — цыгане, в
протестантских странах — капуцины.], он сам таит в себе существо, которого не коснулось христианское
раздвоение, то есть у него есть доступ к бессознательному, которое осталось языческим и в котором
противоположности находятся еще вместе, в первобытной наивности, по ту сторону всяческой
греховности, но так, что, воспринятые в сознательную жизнь, они способны с той же первоначальной и
потому демонически действующей силой порождать как зло, так и добро. («Частица силы я, хотящей
вечно зла, творящей лишь благое».) Поэтому он оказывается губителем, так же как и избавителем
(«Фауст»: Прогулка). Эта фигура оказывается поэтому особенно подходящей для того, чтобы стать
носителем символа в попытке объединения. При этом средневековый волшебник отбросил античную
наивность, которая сделалась уже невозможною, и впитал в себя через самые напряженные
переживания всю христианскую атмосферу. Присущая ему часть язычества должна привести его сначала
к христианскому самоотречению и самоистязанию, ибо его жажда избавления так велика, что он
хватается за всякое средство. Наконец, ему изменяет и христианская попытка разрешения конфликта и
тогда оказывается, что возможность спасения заложена именно в жажде избавления и в упрямом
самоутверждении языческой части его существа, ибо антихристианский символ обнаруживает
возможность приятия зла. Это значит, что интуиция Гете постигла проблему во всей желательной
остроте ее. Это, конечно, характерно, что другие, более поверхностные попытки разрешения остались
незаконченными, как, например, отрывок «Прометея», «Пандора» и розенкрейцеровский компромисс,
выдвигавший (в «Тайнах») синкретическое сочетание дионисийской радости с христианским
самопожертвованием.
Спасение Фауста начинается с его смертью. Жизнь его сохраняла прометеевскую
богоподобность, которая спала с него лишь с его смертью, то есть с его возрождением. Психологически
говоря, это означает, что фаустовская установка должна прекратиться для того, чтобы создалось
единство индивида. То, что сначала появилось в лице Гретхен и потом, на более высокой ступени,
стало Еленой, возвышается в конце до Mater gloriosa. Исчерпать этот многозначительный символ не
может быть здесь моей задачей. Я только хочу указать на то, что мы имеем здесь дело с тем исконным
образом, которым усердно занимались уже гностики, а именно с идеей божественной блудницы — Евы,
Елены, Марии и Софии-Ахамот.
3. Значение объединяющего символа
Если мы теперь с новоприобретенной точки зрения бросим взгляд на бессознательную обработку
проблемы у Шпиттелера, то мы тотчас же заметим, что договор с дьяволом возникает не в силу
намерения Прометея, а по недомыслию Эпиметея, обладающего только коллективною совестью и
совершенно лишенного способности различать явления внутреннего мира. Он допускает, чтобы его
определяли исключительно коллективные ценности, и вследствие этого он не замечает нового и
единственного в своем роде, а это, как известно, всегда так и бывает при коллективной точке зрения,
ориентированной на объект. Конечно, объективное мерило применимо к ходячим коллективным
ценностям, но не к созданному заново предмету, который может быть верно оценен только в свободной
оценке; а это всегда остается делом живого чувства. Но для этого нужен человек, имеющий «душу», а не
только отношение к внешним объектам.
Крушение Эпиметея начинается вместе с утратой новорожденного божьего образа. Его морально
безупречное мышление, чувствование и действование отнюдь не исключают все большего
проникновения элемента зла, разрушения и пустоты. Такое вторжение зла означает превращение
прежнего блага в нечто вредоносное. Этим Шпиттелер хочет сказать, что прежний моральный принцип,
Hosted by uCoz