Navigation bar
  Print document Start Previous page
 130 of 321 
Next page End  

Что дышит, и не дышит, и закрывает очи, -
Оно несет всю землю в многообразии ее,
И вот, смыкаясь, оно становится Единством». [Atharvaveda 10,8. II (Deussen)]
Эти ссылки показывают, что Брахман есть объединение и снятие противоположностей и что
потому он, в качестве иррациональной [Поэтому Брахман абсолютно непознаваем и непостигаем.]
величины, стоит в то же время над ними. Это есть божественная сущность, и в то же время это есть и
самость (правда, в меньшей мере, чем сродное с ним понятие Атмана), и некое психологическое
состояние, отличенное благодаря изоляции от аффективных колебаний. Так как страдание есть аффект,
то освобождение от аффектов обозначает избавление. Освобождение от аффективных колебаний, то есть
от напряжения противоположностей, совпадает с путем спасения, ведущим постепенно к состоянию
Брахмана. Поэтому Брахман есть, в известном смысле, не только состояние, но и процесс, «творческая
длительность». Не удивительно поэтому, что Упанишады выражают это понятие через все те символы,
которые я прежде назвал символами либидо. /28, 47/ Ниже я привожу соответствующие подтверждения.
б) О брахманистическом понимании объединяющего символа
1. «Если говорят: Брахман впервые родился на Востоке, то Брахман изо дня в день рождается на
Востоке, подобно тому солнцу». [Catap.-Brahm. 14,1,3,3 (Deussen)]
2. «Вон тот человек в солнце есть Парамештин, Брахман, Атман». [Taitt.-Ar. 10,63,15 (Deussen)]
3. «Тот человек, которого они показывают в солнце, есть Индра, Праджапати, Брахман». [Cankh.-
Brahm. 8,3 (Deussen)]
4. «Брахман есть солнцеподобный свет». [Vaj.-Samh. 23,48 (Deusen)]
5. «Этот Брахман есть именно то, что пылает в виде солнечного диска». [Catap.-Brahm. 8,5,3,7
(Deussen)]
«Впервые Брахман родился на востоке;
Прекрасный воссиял на горизонте;
И формы сего мира, самые глубокие и высшие,
Показывает он, он, колыбель того, что есть и чего нет.
Отец, родитель сверкающих сокровищ,
Вошел он, всеобразный, в воздушное пространство.
И прославляют они его хвалебной песнью, то юное, -
Что Брахман есть, к произрастанию через Брахмана 
(молитвой) побуждая.
Брахман произвел богов, и Брахман создал мир». [Taitt.-Brahm. 2, 8, 8, 8 и др. (Deussen)]
Я подчеркнул некоторые особенно характеристические места, из которых явствует, что Брахман
есть не только производящее, но произведенное, все вновь становящееся. Название «прекрасный» (vena),
относящееся здесь к солнцу, применяется в других местах к провидцу, благодатно одаренному
божественным светом, ибо, подобно Брахману-Солнцу, дух провидца обходит «землю и небо, лицезрел
Брахмана». [Atharvaveda 2,1; 4,1; 11,5] Это интимное отношение, даже тождество божественной
сущности с самостью (Атман) человека могло бы считаться общеизвестным. Приведу следующий
пример из Atharvaveda:
«Ученик Брахмана обходит, оживляя, оба мира.
Единодушно в нем живут все боги,
Он держит и несет как землю, так и небо,
Через Тапас [Упражнение, самовысиживание. /28/] свой он насыщает самого учителя.
К ученику подходят навестить
Отцы и боги, то в одиночку, то толпами,
И Тапасом он насыщает всех богов».
Hosted by uCoz