Во всех были получены свидетельства ортогональности экстраверсии, интроверсии и невротизма по
линии относительной независимости факторов.
Детерминанты типа установки могут включать биологическое основание, хотя Юнг и не уточнил,
какого характера оно может быть. Некоторые исследователи предположили, что это может быть разница
в мозговом функционировании. Австралиец Сэвидж (1964), используя личностный опросник Модели
попытался измерить экстраверсию у двадцати женщин-студенток. Измерялась активность ЭЭГ
(электроэнцефалограмма мозга). Респонденты с высоким показателем экстраверсии классифицировались
как экстраверты, с низким как интроверты. Были получены значимые отличия по ЭЭГ, в частности,
по амплитуде альфа-ритма. Среди других исследователей в этом направлении можно выделить
Готтесман (1963).
Несмотря на важность биологического фактора в определении экстраверсии интроверсии,
факторы окружающей среды, несомненно, также играют здесь важную роль. В качестве примера можно
назвать исследование Сигельмана (1965), изучавшего две группы 57 мужчин и 97 женщин,
проходивших обучение в одном из нью-йоркских колледжей. Исследование подтвердило влияние
окружающей среды на развитие экстраверсии и интроверсии. В исследовании Грей (1946) были
получены результаты, показывавшие, в частности, воздействие на установку индивида культурных
факторов.
Большое значение тип установки имеет в психологии индивидуальных различий и для
клинической работы. В психотерапии многие проблемы разрешаются, когда пациенты начинают
понимать свои особенности и то, что межличностные конфликты нередко возникают из-за различных
способов восприятия мира, а не вследствие эгоцентризма или по злому умыслу.
В плане частоты выбора функций и их предпочтительности также был проведен ряд
исследований. В частности, Грей и Уилрайт (1946) получили порядка двухсот ответов от респондентов-
врачей. 71% предпочли ощущение интуиции, а 29% интуицию ощущению. В то же время мышление
по отношению к чувству предпочли 60% опрашиваемых, соответственно 40% выбрали чувство.
Уилрайт высказал предположение, что врачи более склонны к ощущению и мышлению, чем другие из
общей популяции. Эта гипотеза нашла подтверждение в исследовании Майерс и Бриге (1962), в
выборке которых числом 8561 51% предпочли интуицию ощущению, а 56% выбрали мышление.
Определить ведущую (доминантную) функцию того или иного человека еще более
затруднительно, чем в случае определения типа установки. Окружающая среда в раннем возрасте играет
значительную роль в формировании и развитии или, наоборот, в подавлении и угнетении каждой
функции. Вероятно, однако, что Юнг был прав в своем мнении, что каждый человек имеет врожденную
склонность к развитию определенных функций; со своей стороны, культура или семья, побуждающая,
например, к развитию мышления и ощущения, не будут способствовать появлению потомства
интуитивного или чувственного типа. И тем не менее любая культура и в конечном итоге каждая семья
способна воспроизводить детей с совершенно разными доминантными функциями.
Первоначально Юнг развивал гипотезу, согласно которой мышление относилось к мужской
функции, а чувство приписывалось функции женской. Но впоследствии он ее отбросил, когда стало
ясно, что, скажем, мышление может в одинаковой степени относиться как к женщине, так и к мужчине.
Хотя в собственном клиническом опыте Юнга мужской чувствующий тип и женский мыслительный
пребывали в явном меньшинстве, причиной чего, возможно, являлась сама швейцарская культура того
периода.
Среди эмпирических исследований функциональных детерминант следует отметить работы Кука
(1971), Горлоу, Симонсона и Крауса (1966), Хилла (1970), Болла (1967), Карлсона и Леви (1973).
Значение всех этих исследований суммарно сводится к тому, что они: а) подтверждают
положения юнговской типологической теории и б) способствуют дальнейшей разработке путей к более
глубокому пониманию сложных личностных характеристик и их взаимодействия с социально
обусловленными переменными.
Многие люди, прочитав десятую главу книги (а в России именно эта глава, посвященная общему
описанию типов, только и была опубликована), сразу же узнавали, к какому типу они принадлежат,
тогда как другие и после многих лет самоизучения не смогли сказать о себе ничего определенного. Так
|