2. Экстравертный тип
При описании этого и остальных типов необходимо для наглядности и ясности их изображения
отделить психологию сознательного от психологии бессознательного. Поэтому мы обратимся сначала к
описанию феноменов сознания.
а) Общая установка сознания
Известно, что каждый человек ориентируется по тем данным, которые ему передает внешний
мир; однако мы видим, что это может происходить более или менее решающим образом. Тот факт, что
на дворе холодно, одному дает повод тотчас же надеть пальто; другой же, имея намерение закаляться,
находит это излишним; один приходит в восторг от нового тенора, потому что весь свет им
восторгается; другой не приходит от него в восторг, и не потому, что тенор не нравится ему, но потому,
что он придерживается мнения, что предмет всеобщего восторга отнюдь не заслуживает еще тем самым
поклонения; один подчиняется данным обстоятельствам, потому что, как показывает опыт, ничего
другого ведь и не остается; другой же убежден, что если даже тысячу раз было так, то тысячу первый
случай будет новым, и т. д. Первый ориентируется по данным внешних факторов; а другой сохраняет
свое особое воззрение, которое вдвигается между ним и объективно данным. И если ориентирование по
объекту и по объективно данному преобладает настолько, что чаще всего самые важные решения и
действия обусловливаются не субъективными воззрениями, а объективными обстоятельствами, то мы
говорим об экстравертной установке. Если она оказывается привычной, то мы говорим об
экстравертном типе. Если человек мыслит, чувствует и действует одним словом, живет так, как это
непосредственно соответствует объективным условиям и их требованиям как в хорошем, так и в дурном
смысле, то он экстравертен. Он живет так, что объект в качестве детерминирующей величины,
очевидно, играет в его сознании более важную роль, нежели его субъективное воззрение. Он имеет,
конечно, и субъективные воззрения, но их детерминирующая сила меньше, чем сила внешних,
объективных условий. Поэтому он совсем и не предвидит возможности натолкнуться внутри себя на
какие-нибудь безусловные факторы, ибо он знает таковые только во внешнем мире. В эпиметеевском
смысле его внутренний мир подчиняется внешним требованиям, конечно не без борьбы. Однако борьба
всегда кончается в пользу объективных условий. Все его сознание смотрит во внешний мир, ибо важное
и детерминирующее решение всегда приходит к нему извне. Но оно приходит к нему оттуда, потому что
он его оттуда ждет. Эта основная установка является, так сказать, источником всех особенностей его
психологии, поскольку они не покоятся или на примате какой-нибудь определенной психологической
функции, или же на индивидуальных особенностях. Интерес и внимание сосредоточены на
объективных происшествиях, и прежде всего на тех, которые имеют место в ближайшей среде. Интерес
прикован не только к лицам, но и к вещам. Соответственно с этим и деятельность его следует влиянию
лиц и вещей. Деятельность его прямо связана с объективными данными и детерминациями и, так
сказать, исчерпывающе объясняется ими. Она зависит от объективных обстоятельств настолько, что это
можно бывает проследить. Поскольку она не является простой реакцией на раздражения окружающей
среды, постольку она всегда все же бывает применима к реальным обстоятельствам и находит
достаточный и подходящий простор в границах объективно данного. Она не имеет никаких сколько-
нибудь серьезных тенденций выходить за эти пределы. То же самое относится и к интересу:
объективные происшествия имеют почти неистощимую привлекательность, так что при нормальных
условиях интерес никогда не требует чего-нибудь другого.
Моральные законы деятельности совпадают с соответствующими требованиями общества и
соответственно с общепризнанным моральным воззрением. Будь общепризнанное воззрение иным и
субъективные линии морального поведения были бы иными, причем в общей картине
психологического habitus'а ничего не изменилось бы. Но такая строгая обусловленность объективными
факторами отнюдь не свидетельствует о полном или даже идеальном приспособлении к условиям
жизни вообще, как это могло бы показаться. Экстравертному воззрению такое приноровление (adjustment)
|