в) Особенности основных психологических функций в экстравертной установке
1. Мышление
Вследствие общей экстравертной установки мышление ориентируется по объекту и по
объективным данным. Такое ориентирование мышления ведет к ярко выраженной особенности.
Мышление вообще питается, с одной стороны, из субъективных, в конечном счете бессознательных
источников, с другой стороны, оно питается объективными данными, которые поставляются
чувственными апперцепциями. Экстравертное мышление в большей степени определяется этими
последними факторами, нежели первыми. Суждение всегда предполагает известное мерило; для
экстравертного суждения значительным и определяющим мерилом является, главным образом,
заимствование у объективных обстоятельств, все равно, представляется ли оно прямо в виде
объективного, чувственно воспринимаемого факта или же в виде объективной идеи, ибо объективная
идея есть нечто внешне данное и извне заимствованное, даже если она субъективно одобряется.
Поэтому экстравертное мышление совсем не должно быть чисто конкретным мышлением фактов; оно
точно так же может быть чисто идейным мышлением, если только установлено, что идеи, при помощи
которых протекает мышление, более заимствованы извне, то есть переданы традицией, воспитанием и
ходом образования. Итак, критерий для суждения о том, экстравертно ли мышление, заключается
прежде всего в вопросе, по какому мерилу направляется процесс суждения, передается ли это мерило
извне, или же оно имеет субъективный источник. Дальнейшим критерием является направление
умозаключений, а именно вопрос: имеет ли мышление преимущественное направление на внешнее или
нет? То обстоятельство, что мышление занимается конкретными предметами, еще не доказывает его
экстравертной природы, ибо я мысленно могу заниматься конкретным предметом двояко: или
абстрагируя от него мое мышление, или конкретизируя им мое мышление. Если даже мое мышление
занято конкретными вещами и постольку могло бы быть названо экстравертным, то все-таки остается
еще нерешенным и характерным, какое направление примет мышление, а именно: направится ли оно в
своем дальнейшем развитии опять к объективным данностям, к внешним фактам, либо к общим, уже
данным понятиям, или нет. В практическом мышлении купца, техника, естествоиспытателя
направление на объект сразу видно. Мышление же философа может вызвать сомнение, когда
направление его мыслей имеет целью идеи. В этом случае необходимо исследовать, с одной стороны,
являются ли эти идеи только абстракциями из наблюдений над объектом, не представляющими собой
ничего, кроме высших коллективных понятий, которые включают в себя совокупность объективных
фактов; с другой стороны, нужно исследовать, не переданы ли эти идеи по традиции, или не
заимствованы ли они у духовного мира окружающей среды (если они не являются явными
абстракциями из непосредственных наблюдений). Если на этот вопрос последует утвердительный
ответ, то это значит, что такие идеи также принадлежат к категории объективных данностей;
следовательно, такое мышление тоже должно быть названо экстравертным.
Хотя я предполагал изложить сущность интровертного мышления не здесь, а в одном из
следующих отделов, мне все-таки кажется неизбежным дать уже и теперь некоторые указания. Ибо если
вникнуть в сказанное только что об экстравертном мышлении, то легко можно прийти к заключению,
будто я разумею при этом все,
что обычно понимают под мышлением. Мышление, которое не
направлено ни на объективные факты, ни на общие идеи, можно было бы сказать, вовсе и не
заслуживает названия «мышления». Я сознаю, что наше время и его выдающиеся представители знают и
признают только экстравертный тип мышления. Это происходит отчасти оттого, что по общему правилу
всякое мышление, появляющееся на поверхности мира в форме науки, философии или же искусства,
либо прямо вытекает из объекта, либо изливается в общие идеи. В силу обоих оснований оно является
хотя и не всегда очевидным, но все-таки по существу понятным и потому сравнительно имеющим
значимость. В этом смысле можно сказать, что известен, в сущности, только экстравертный интеллект,
то есть именно тот, который ориентируется по объективно данному. Однако и теперь я перехожу к
интровертному интеллекту существует еще мышление совсем иного рода, которому никоим образом
нельзя отказать в названии «мышления», а именно такое, которое не ориентируется ни на
непосредственном объективном опыте, ни на общих и объективно переданных идеях. К этому другому
|