Navigation bar
  Print document Start Previous page
 222 of 321 
Next page End  

своего труда; но ему слишком скоро приходится мчаться за новой возможностью и покидать свои,
только что засаженные поля, с которых другие соберут урожай. В конце концов он уходит ни с чем. Но
если интуитивный доходит до этого, то и бессознательное его восстает против него. Бессознательное
интуитивного имеет некоторое сходство с бессознательным ощущающего типа. Мышление и
чувственный процесс сравнительно вытеснены у него и образуют в бессознательном инфантильно-
архаические мысли и чувства, которые можно сравнивать с таковыми же у противоположного типа.
Они проявляются также в форме интенсивных проекций и оказываются столь же нелепыми, как и
проекции ощущающего типа; но только, как мне кажется, они лишены мистического характера; в
большинстве случаев они касаются конкретных, квазиреальных вещей, как-то: сексуальность,
финансовые и другие предвосхищения, например предчувствие болезни. Это различие возникает, по-
видимому, из вытесненных ощущений реальности. Эти последние обычно обнаруживаются также и в
том, что интуитивный внезапно пленяется в высшей степени неподходящей женщиной, или в случае
женщины неподходящим мужчиной, и притом вследствие того обстоятельства, что эти лица затронули
в нем/ней архаическую сферу ощущений. Из этого вырастает бессознательная навязчивая
прикрепленность к объекту, отличающаяся в большинстве случаев несомненной безнадежностью. Такой
случай является уже симптомом навязчивости, тоже безусловно характерным для этого типа. Он
претендует на такую же свободу и несвязанность, как и ощущающий тип, ибо он подвергает свои
решения не рациональному суждению, а исключительно и единственно восприятию случайных
возможностей. Он освобождает себя от ограничений, идущих от разума, и поэтому в неврозе подпадает
под власть бессознательного принуждения, умничанья, педантического резонерства и навязчивой
привязанности к ощущению объекта. Сознательно он обращается с ощущением и с ощущаемым объектом
свысока, с чувством собственного превосходства и беззастенчиво. Не то чтобы он считал себя
беззастенчивым и вышестоящим, но он просто не видит объекта, который все могут видеть, и проходит
мимо него, подобно ощущающему типу; но только последний не видит души объекта. За это объект
впоследствии мстит, и притом в форме ипохондрических навязчивых идей, фобий и всевозможных
нелепых телесных ощущений.
10. Общий обзор экстравертных иррациональных типов
Я обозначаю оба очерченных типа как иррациональные на том уже указанном основании, что они
основывают весь свой образ действия не на суждении разума, а на абсолютной силе восприятия. Их
восприятие просто обращено на то, что происходит и что не подлежит выбору на основании суждения.
В этом отношении два последних типа имеют значительное превосходство над двумя первыми типами
— типами суждения. Объективно происходящее закономерно и случайно. Поскольку оно закономерно
— оно доступно разуму; поскольку оно случайно — оно разуму недоступно. Можно было бы сказать и
наоборот: в происходящем мы называем закономерным то, что представляется таковым нашему разуму,
и случайным то, в чем мы не можем открыть закономерности. Постулат универсальной закономерности
остается постулатом только нашего разума, но отнюдь не является постулатом наших функций
восприятия. Так как они совсем не основываются на принципе разума и его постулата, то они по
существу своему иррациональны. Поэтому я и обозначаю типы восприятия по их существу как
иррациональные. Но было бы совершенно неверно в силу этого истолковывать эти типы как
«неразумные», потому что они ставят суждение ниже восприятия. Они просто в высокой степени
эмпиричны;
они основываются исключительно на опыте, и даже столь исключительно, что в
большинстве случаев их суждение не может поспевать за опытом. Однако, несмотря на это, функции
суждения существуют, но только они большей частью влачат бессознательное существование. Поскольку
бессознательное, несмотря на свою оторванность от сознательного субъекта, все-таки снова
проявляется, постольку и в жизни иррациональных типов замечаются ярко выраженные суждения и
акты выбора в форме явного умничанья, бессердечных рассуждений и, по-видимому, преднамеренного
выбора среди людей и ситуаций. Эти черты имеют инфантильный или же примитивный отпечаток;
иногда они замечательно наивны, иногда беззастенчивы, резки и насильственны. Человеку,
установленному рациональным, легко могло бы показаться, что эти люди, по их настоящему характеру,
Hosted by uCoz