Недооценка собственного принципа делает интроверта эгоистичным и навязывает ему
психологию угнетенного. Чем эгоистичнее он становится, тем более ему кажется, будто другие, те,
которые, по-видимому, могут принять современный стиль целиком, являются угнетателями, от которых
он должен защищаться и обороняться. В большинстве случаев он не видит, что главная его ошибка
заключается в том, что он не привязан к субъективному фактору с той верностью и преданностью, с
которой экстраверт ориентируется по объекту. Вследствие недооценивания собственного принципа его
склонность к эгоизму становится неизбежной, и этим-то он и заслуживает того предубеждения, которое
имеет против него экстраверт. А если бы он остался верен своему принципу, то было бы совершенно
ложным осуждать его как эгоиста; тогда правомерность его установки была бы удостоверена силой ее
общих воздействий и рассеяла бы недоразумения.
6. Ощущение
Ощущение, которое по всему своему существу зависит от объекта и от объективного раздражения,
также подлежит в интровертной установке значительному изменению. Оно тоже имеет субъективный
фактор, ибо рядом с объектом, который ощущается, стоит субъект, который ощущает и который
привносит к объективному раздражению свое субъективное расположение. В интровертной установке
ощущение основывается преимущественно на субъективной части перцепции. Что мы имеем в виду при
этом легче всего увидеть из произведений искусства, воспроизводящих внешние объекты. Если,
например, несколько художников пишут один и тот же пейзаж, стараясь точно передать его, то все-таки
каждая картина будет отличаться от другой, и не только благодаря более или менее развитому умению,
но, главным образом, вследствие различного видения; мало того, в некоторых картинах проявится даже
ясно выраженное психическое различие в настроении и движении красок и фигур. Эти свойства
выдают более или менее сильное соучастие субъективного фактора. Субъективный фактор ощущения
есть, по существу, тот же самый, как и в других, выше обсужденных функциях. Это есть бессознательное
предрасположение, которое изменяет чувственную перцепцию уже во время ее возникновения и тем
самым лишает ее характера чисто объективного воздействия. В этом случае ощущение относится
преимущественно к субъекту и лишь во вторую очередь к объекту. Насколько необычайно силен может
быть субъективный фактор, свидетельствует яснее всего искусство. Преобладание субъективного
фактора доходит иногда до полного подавления чисто объективного воздействия; и все же при этом
ощущение остается ощущением, но, конечно, в таком случае оно становится восприятием субъективного
фактора, а воздействие объекта опускается до роли простого возбудителя. Интровертное ощущение
развивается в этом направлении. Хотя настоящее чувственное восприятие и существует, однако кажется,
будто объекты совсем не проникают, собственно говоря, в субъект, но будто субъект видит вещи совсем
по-иному или видит совершенно иные вещи, чем другие люди. В действительности данный субъект
воспринимает те же вещи, как и всякий другой, но совсем не останавливается на чистом воздействии
объекта, а занимается субъективным восприятием, которое вызвано объективным раздражением.
Субъективное восприятие заметно отличается от объективного. В объекте его или совсем нельзя
найти, или же, самое, большее, можно найти лишь намек на него, иными словами, оно хотя и может
быть сходным в других людях, однако его нельзя непосредственно обосновать объективным состоянием
вещей. Оно не производит впечатления продукта сознания, для этого оно слишком родовое. Но оно
производит психическое впечатление, ибо в нем заметны элементы высшего психического порядка.
Однако этот порядок не согласуется с содержаниями сознания. Дело идет о коллективно-
бессознательных предпосылках или предрасположениях, о мифологических образах, изначальных
возможностях представлений. Субъективному восприятию присущ характер значительного. Оно
говорит что-то большее, чем чистый образ объекта, конечно, лишь тому, кому субъективный фактор
вообще что-нибудь говорит. Другому же кажется, что воспроизведенное субъективное впечатление
страдает тем недостатком, что оно не имеет достаточного сходства с объектом и поэтому не достигает
своей цели.
Поэтому интровертное ощущение больше постигает глубокие планы психического мира, нежели
его поверхность. Оно ощущает, как имеющую решающее значение, не реальность объекта, а реальность
|