Navigation bar
  Print document Start Previous page
 246 of 321 
Next page End  

аффективность), я отличаю чувство от аффекта, хотя оно и переходит в аффект незаметно, ибо каждое
чувство, достигнув известной силы, вызывает телесные иннервации и тем самым становится аффектом.
Но из практических соображений было бы правильно отличать аффект от чувства ввиду того, что
чувство может быть произвольно управляемой функцией, тогда как аффект, по общему правилу, не
таков. Точно так же аффект ясно отличается от чувства и заметной телесной иннервацией, тогда как
чувство в большинстве случаев не сопровождается этими иннервациями или же они бывают столь
малой интенсивности, что их присутствие можно доказать лишь с помощью очень тонких
инструментов, например при помощи психогальванического феномена. Аффект усиливается от
ощущения вызванных им самим телесных иннервации. Это наблюдение повело к теории аффекта
Джемса — Ланге, которая вообще причинно выводит аффект из телесных иннервации. В
противоположность такому крайнему объяснению я понимаю аффект, с одной стороны, как психическое
состояние чувства, с другой стороны, как физиологическое состояние иннервации; то и другое
усиливается во взаимодействии, то есть к усилившемуся чувству присоединяется еще компонент
ощущения, благодаря которому аффект более приближается к ощущениям (см. ощущение) и существенно
отличается от состояния чувства. Ярко выраженные аффекты, то есть сопровождающиеся сильной
телесной иннервацией тела, я не причисляю к сфере функций чувства, а отношу к сфере функций
ощущения (см. функция).
8. Аффективность. Понятие, введенное Блейлером. Аффективность обозначает и объединяет
«не только аффекты в собственном смысле слова, но и легкие чувства и оттенки чувств удовольствия и
неудовольствия». /97-
S.6/ Блейлер отличает от аффективности, с одной стороны, чувственные
ощущения и другие телесные ощущения, с другой стороны — «чувства», которые могут рассматриваться
как внутренние процессы восприятия (например, чувство уверенности, чувство вероятности и т. д.) или
как неясные (или распознавательные) мысли. /97- S.13 ff/
9. Бессознательное. Понятие бессознательного есть для меня понятие исключительно
психологическое,
а не философское в смысле метафизическом. Бессознательное есть, по-моему,
предельное психологическое понятие, покрывающее все те психические содержания или процессы,
которые не осознаются, то есть которые не отнесены воспринимаемым образом к нашему эго (см.).
Право говорить вообще о существовании бессознательных процессов я извлекаю исключительно и
единственно из опыта, и притом прежде всего из психопатологического опыта, который с
несомненностью показывает, что, например, в случае истерической амнезии эго ничего не знает о
существовании обширных психических комплексов, но что простой гипнотический прием оказывается в
состоянии через минуту довести до полной репродукции утраченное содержание.
Из тысяч таких наблюдений было выведено право говорить о существовании бессознательных
психических содержаний. Вопрос о том, в каком состоянии находится бессознательное содержание,
пока оно не присоединено к сознанию, не поддается никакому познавательному разрешению. Поэтому
совершенно излишне делать какие бы то ни было предположения на этот счет. К таким фантазиям
принадлежит предположение о церебрации, о физиологическом процессе и т. д. Точно так же
совершенно невозможно указать, каков объем бессознательного, то есть какие содержания оно включает
в себя. Эти вопросы решает только опыт.
На основании опыта мы знаем прежде всего, что сознательные содержания, утрачивая свою
энергетическую ценность, могут становиться бессознательными. Это нормальный процесс забывания. О
том, что эти содержания не просто пропадают под порогом сознания, мы знаем на основании того
опыта, что при благоприятных обстоятельствах они могут всплыть из погружения даже через десятки
лет, например в сновидении, в состоянии гипноза, в форме криптомнезии или же благодаря освежению
ассоциаций, связанных с забытым содержанием. /98- С.1-34. «Криптомнезия»; 99-
С.225-330/ Далее,
опыт учит нас, что сознательные содержания могут попадать под порог сознания, не слишком много
теряя в своей ценности, путем интенционального забывания, которое Фрейд называет вытеснением
тягостных содержаний. Подобное же явление возникает при диссоциации личности, при разложении
целостности сознания вследствие сильного аффекта, или в результате нервного шока, или же при
распаде личности в шизофрении (Блейлер).
Мы знаем также из опыта, что чувственные перцепции вследствие их малой интенсивности или
вследствие уклонения внимания не доходят до сознательной апперцепции (см.) и все-таки становятся
Hosted by uCoz