Navigation bar
  Print document Start Previous page
 247 of 321 
Next page End  

психическими содержаниями благодаря бессознательной апперцепции, что опять-таки может быть
доказано, например, гипнозом. То же самое может происходить с известными умозаключениями и
другими комбинациями, которые вследствие своей слишком незначительной ценности или вследствие
уклонения внимания остаются бессознательными. Наконец, опыт учит нас и тому, что существуют
бессознательные психические сочетания, например мифологические образы, которые никогда не были
предметом сознания и, следовательно, возникают всецело из бессознательной деятельности.
В этих пределах опыт дает нам основание для признания существования бессознательных
содержаний. Но опыт ничего не может поведать нам о том, чем может быть бессознательное
содержание. Было бы праздным делом высказывать об этом предположения, потому что невозможно
обозреть все, что только могло бы быть бессознательным содержанием. Где лежит низший предел
сублиминальных чувственных перцепций? Существует ли какое-либо мерило для тонкости или
пределов бессознательных комбинаций? Когда забытое содержание окончательно угасло? На все эти
вопросы ответов нет.
Но уже приобретенный нами опыт о природе бессознательных содержаний все же позволяет нам
установить некоторое общее их подразделение. Мы можем различать личное бессознательное,
охватывающее все приобретения личного существования, и в том числе забытое, вытесненное,
воспринятое под порогом сознания, подуманное и прочувствованное. Но наряду с этими личными
бессознательными содержаниями существуют и другие содержания, возникающие не из личных
приобретений, а из наследственной возможности психического функционирования вообще, именно из
наследственной структуры мозга. Таковы мифологические сочетания, мотивы и образы, которые всегда
и всюду могут возникнуть вновь помимо исторической традиции или миграции. Эти содержания я
называю коллективно-бессознательными.
Подобно тому как сознательные содержания участвуют в
определенной деятельности, так участвуют в ней и бессознательные содержания, как показывает нам
опыт. Как из сознательной психической деятельности возникают известные результаты или продукты,
точно так же создаются продукты и в бессознательной деятельности, например сновидения и фантазии
(см.). Было бы праздным делом предаваться спекулятивным соображениям о том, сколь велико участие
сознания, например, в сновидениях. Сновидение является, представляется нам, мы не создаем его.
Конечно, сознательная репродукция, или даже уже восприятие, изменяет в нем многое, однако не
отменяя того основного факта, что здесь имеет место некое творческое возбуждение, возникающее из
бессознательного.
Функциональное отношение бессознательных процессов к сознанию мы можем назвать
компенсационным (см. компенсация),
потому что, согласно опыту, бессознательный процесс вызывает
наружу тот сублиминальный материал, который констеллирован состоянием сознания, значит, все те
содержания, которые, если бы все было осознано, не могли бы отсутствовать в сознательной картине
общей ситуации. Компенсационная функция бессознательного выступает на свет тем отчетливее, чем
односторонней оказывается сознательная установка, чему патология дает богатые примеры.
10. Влечение. См. инстинкт.
11. Воля. Под волей я понимаю ту сумму психической энергии, которой располагает сознание.
Согласно этому, волевой процесс был бы процессом энергетическим, вызываемым сознательной
мотивацией. Поэтому психический процесс, обусловленный бессознательной мотивацией, я бы не
назвал волевым процессом. Воля есть психологический феномен, обязанный своим существованием
культуре и нравственному воспитанию, но в высокой степени отсутствующий в примитивной
ментальности.
12. Вчувствование. См. эмпатия.
13. Диссимиляция. См. ассимиляция.
14. Дифференциация. Означает развитие отличий, выделение частей из целого. В данном труде
я пользуюсь понятием дифференциации, главным образом, применительно к психологическим
функциям. Пока одна функция настолько еще слита с другой или с несколькими другими функциями,
например мышление с чувством или чувство с ощущением, что не может выступать самостоятельно, она
пребывает в архаическом (см.) состоянии, она не дифференцирована, то есть не выделена из целого как
особая часть и не имеет, как таковая, самостоятельного существования. Недифференцированное
мышление не может мыслить отдельно от других функций, то есть к нему всегда примешиваются
Hosted by uCoz