последней разновидности принадлежит эмпатия как процесс адаптации.
27. Интуиция
(от лат. intueri
созерцать) есть в моем понимании одна из основных
психологических функций (см.). Интуиция есть та психологическая функция, которая передает субъекту
восприятие бессознательным путем.
Предметом такого восприятия может быть все и внешние, и
внутренние объекты или их сочетания. Особенность интуиции состоит в том, что она не есть ни
чувственное ощущение, ни чувство, ни интеллектуальный вывод, хотя она может проявляться и в этих
формах. При интуиции какое-нибудь содержание представляется нам как готовое целое, без того, чтобы
мы сначала были в состоянии указать или вскрыть, каким образом это содержание создалось. Интуиция
это своего рода инстинктивное схватывание все равно каких содержаний. Подобно ощущению (см.),
она есть иррациональная (см.) функция восприятия. Содержания ее имеют, подобно содержаниям
ощущения, характер данности, в противоположность характеру «выведенности», «произведенности»,
присущему содержаниям чувства и мысли. Интуитивное познание носит характер несомнительности и
уверенности, что и дало Спинозе (подобно Бергсону) возможность считать «scientia intuitiva» за высшую
форму познания. Это свойство одинаково присуще интуиции и ощущению, физическая основа которого
составляет как раз основание и причину его достоверности. Подобно этому достоверность интуиции
покоится на определенных психических данных, осуществление и наличность которых остались, однако,
неосознанными.
Интуиция проявляется в субъективной или объективной форме: первая есть восприятие
бессознательных психических данных, имеющих, по существу, субъективное происхождение, последняя
восприятие фактических данных, покоящихся на сублиминальных восприятиях, полученных от
объекта, и на сублиминальных чувствах и мыслях, вызванных этими восприятиями. Следует также
различать конкретные и абстрактные формы интуиции в зависимости от степени участия ощущения.
Конкретная интуиция передает восприятия, относящиеся к фактической стороне вещей; абстрактная же
интуиция передает восприятие идеальных связей, Конкретная интуиция есть реактивный процесс,
потому что она возникает без дальнейшего, непосредственно из фактических данных. Напротив,
абстрактная интуиция нуждается, так же как и абстрактное ощущение, в некотором направляющем
элементе в воле или намерении.
Интуиция наряду с ощущением характерна для инфантильной и первобытной психологии. В
противоположность впечатлениям ощущения, ярким и навязывающимся, она дает ребенку и
первобытному человеку восприятие мифологических образов, составляющих предварительную ступень
идей (см.). Интуиция относится к ощущению компенсирующе; подобно ощущению, она является той
материнской почвой, из которой вырастают мышление и чувство как рациональные функции. Интуиция
есть функция иррациональная, хотя многие интуиции могут быть разложены впоследствии на их
компоненты, так что и их возникновение может быть согласовано с законами разума.
Человек, ориентирующий свою общую установку (см.) на принципе интуиции, то есть на
восприятии через бессознательное, принадлежит к интуитивному типу. Смотря по тому, как человек
пользуется интуицией обращает ли он ее вовнутрь, в познание или внутреннее созерцание, либо
наружу, в действие и выполнение, можно различать интровертных и экстравертных интуитивных
людей. В ненормальных случаях обнаруживается сильное слияние с
содержаниями коллективного
бессознательного и столь же сильная обусловленность этими содержаниями, вследствие чего
интуитивный тип может показаться в высшей степени иррациональным и непонятным.
28. Иррациональное. Я пользуюсь этим понятием не в смысле чего-то противоразумного, а как
чего-то лежащего вне разума, чего-то такого, что на разуме не основано. К этому относятся
элементарные факты, как, например, что у Земли есть Луна, что хлор есть элемент, что вода при четырех
градусах Цельсия достигает своей наибольшей плотности и т. д. Иррациональна также случайность,
хотя впоследствии и можно вскрыть ее разумную причинность. /105/
Иррациональное есть (экзистенциальный) фактор бытия, который хотя и может быть отодвигаем
все дальше через усложнение разумного объяснения, но который в конце концов настолько осложняет
этим само объяснение, что оно уже начинает превосходить постигающую силу разумной мысли и, таким
образом, доходить до ее границ, прежде чем оно успело бы охватить мир, в его целом, законами разума.
Исчерпывающее рациональное объяснение какого-нибудь действительно существующего объекта (а не
только положенного) есть утопия или идеал. Только положенный объект можно рационально объяснить
|