«Индивидом как таковым идея никогда не познается она познается только тем, кто поднялся над
всяким волением и над всякой индивидуальностью до чистого субъекта познания; следовательно, она
достижима только для гения и далее для того, кто в возвышении своей чистой познавательной силы,
вызываемом большей частью созданиями гения, пребывает в гениальном настроении; поэтому она
передаваема не безусловно, а лишь условно, ибо воспринятая и повторенная, например, в произведении
искусства идея действует на каждого только в соответствии с его собственной, интеллектуальной
ценностью и т.д.». «Идея есть единство, распавшееся на множество вследствие временной и
пространственной формы нашего интуитивного восприятия». «Понятие подобно безжизненному
хранилищу, в котором действительно лежит друг подле друга то, что в него вложили, но из которого
нельзя и вынуть больше того, чем сколько в него вложено; идея же, наоборот, развивает в том, кто ее
воспринял, такие представления, которые сравнительно с одноименным ей понятием оказываются
новыми: она подобна живому, развивающемуся, одаренному производительной силой организму,
который создает то, что не лежало в нем припрятанным». /86- Т.1. §49/
Шопенгауэр ясно понял, что «идея» или, по моему определению, «изначальный образ» не
может быть достигнута на том пути, на котором выстраивается рассудочное понятие, или «идея», как
понятие разума (Begriff aus Nolionen, как Vernunftbegriff) [/102/
Такая идея, по Канту, есть понятие,
превышающее возможность опыта.], но что для этого необходим еще один элемент, по ту сторону
формулирующего интеллекта, например то, что он называет «гениальным настроением» и под чем
разумеется не что иное, как некое состояние чувства. Ибо от идеи к изначальному образу можно прийти,
только продолжая путь, доведший до идеи, за предельную высоту ее до вступления в противоположную
функцию.
Преимуществом изначального образа перед ясностью идеи является его одаренность жизнью. Это
есть самостоятельный, живой организм, «одаренный производительной силой», ибо изначальный образ
является унаследованной организацией психической энергии, устойчивой системой, которая является
не только выражением, но и возможностью течения энергетического процесса. С одной стороны, он
характеризует тот способ, которым энергетический процесс протекал от века, все возобновляясь и
воспроизводя свой способ, с другой стороны, он все снова открывает возможность закономерного
течения этого процесса, ибо он делает возможным такое восприятие или психическое постижение
ситуаций, благодаря которому жизнь может продолжаться все далее. Таким образом, изначальный образ
является необходимым противодополнением к инстинкту,
который, с одной стороны, есть некое
целесообразное действование, но, с другой стороны, предполагает столь же осмысленное, как и
целесообразное восприятие каждой данной ситуации. Это восприятие данной ситуации и
осуществляется этим образом, имеющимся налицо априори. Он является удобно приложимой формулой,
без которой восприятие новых фактических данных было бы невозможно.
40. Объективный уровень. (Объектная ступень.) Под интерпретацией (толкованием) на
объективном уровне я имею в виду такое понимание сновидения или фантазии, при котором
возникающие в них лица или обстоятельства рассматриваются как относящиеся к объективно реальным
лицам или обстоятельствам. Это противополагается субъективному уровню (субъектной ступени) (см.
ниже), при котором лица или обстоятельства, появляющиеся в сновидении, относятся исключительно к
субъективным величинам. Понимание сновидений у Фрейда движется почти исключительно на
объективном уровне, поскольку желания в снах истолковываются как относящиеся к реальным объектам
или к сексуальным процессам, принадлежащим к физиологической, следовательно, внепсихологической
сфере.
41. Ориентирование. Ориентированием я называю общий принцип какой-нибудь установки (см.
установка).
Всякая установка ориентируется по известной точке зрения, независимо от того,
сознательна эта точка зрения или нет. Так называемая «установка власти» ориентируется по точке
зрения властвования нашего эго (см.) над подавляющими влияниями и условиями. «Установка
мышления» ориентируется, например, по логическому принципу как своему высшему закону.
«Установка ощущения» ориентируется на чувственном восприятии данных фактов.
42. Отождествление. См. идентификация.
43. Ощущение. Согласно моему пониманию одна из основных психологических функций
(см.). Вундт [К истории понятия ощущения см. /78- Bd.I. S.350; 117; 118; 119/] также считает ощущение
|