одним из элементарных психических феноменов. Ощущение или процесс ощущения есть та
психологическая функция, которая, посредничая, передает восприятию физическое раздражение.
Поэтому ощущение тождественно с восприятием. Ощущение следует строго отличать от чувства,
потому что чувство есть совсем другой процесс, который может, например, присоединиться к
ощущению в качестве «чувственной окраски», «чувственного тона». Ощущение относится не только к
внешнему физическому раздражению, но и к внутреннему, то есть к изменениям во внутренних
органических процессах.
Поэтому ощущение есть, прежде всего, чувственное восприятие,
то есть восприятие,
совершающееся посредством чувственных органов и «телесного чувства» (ощущения кинестетические,
вазомоторные и т. д.). Ощущение является, с одной стороны, элементом представления, потому что оно
передает представлению перцептивный образ внешнего объекта, с другой стороны элементом
чувства, потому что оно через перцепцию телесного изменения придает чувству характер аффекта (см.).
Передавая сознанию телесные изменения, ощущение является представителем и физиологических
влечений. Однако оно не тождественно с ними, потому что оно является чисто перцептивной
функцией.
Следует различать между чувственным (сенсуозным) или конкретным (см.) ощущением и
ощущением абстрактным (см.). Первое включает в себя формы, о которых речь шла выше. Последнее же
обозначает отвлеченный вид ощущений, то есть обособленный от других психологических элементов.
Дело в том, что конкретное ощущение никогда не появляется в «чистом» виде, а всегда бывает смешано
с представлениями, чувствами и мыслями. Напротив, абстрактное ощущение представляет собой
дифференцированный вид восприятия, который можно было бы назвать «эстетическим» постольку,
поскольку он, следуя своему собственному принципу, обособляется как от всякой примеси различий,
присущих воспринятому объекту, так и от всякой субъективной примеси чувства и мысли и поскольку
он тем самым возвышается до степени чистоты, никогда не доступной конкретному ощущению.
Например, конкретное ощущение цветка передает не только восприятие самого цветка, но и его стебля,
листьев, места, где он растет, и т. д. Кроме того, оно тотчас же смешивается с чувствами удовольствия
или неудовольствия, вызванными видом цветка, или с вызванными в то же время обонятельными
восприятиями, или же с мыслями, например о его ботанической классификации. Напротив, абстрактное
ощущение тотчас же выделяет какой-нибудь бросающийся в глаза чувственный признак цветка,
например его ярко-красный цвет, и делает его единственным или главным содержанием сознания, в
обособлении от всех вышеуказанных примесей. Абстрактное ощущение присуще, главным образом,
художнику. Оно, как и всякая абстракция, есть продукт функциональной дифференциации, и потому в
нем нет ничего первоначального. Первоначальная форма функций всегда конкретна, то есть смешанна
(см. архаизм и конкретизм).
Конкретное ощущение, как таковое, есть явление реактивное. Напротив,
абстрактное ощущение, как и всякая абстракция, никогда не бывает свободно от воли, то есть от
направляющего элемента. Воля, направленная на абстракцию ощущения, является выражением и
подтверждением эстетической установки ощущения.
Ощущение особенно характерно для природы ребенка и примитивного человека, поскольку оно,
во всяком случае, господствует над мышлением и чувством, но не непременно над интуицией (см.). Ибо
я понимаю ощущение как сознательное восприятие, а интуицию как ощущение бессознательное.
Ощущение и интуиция представляются мне парой противоположностей или двумя функциями, взаимно
компенсирующими одна другую, подобно мышлению и чувству. Функции мышления и чувства
развиваются в качестве самостоятельных функций из ощущения как онтогенетически, так и
филогенетически. (Конечно, также и из интуиции, как необходимо восполняющей противоположности
ощущения.) Индивид, чья установка в целом ориентируется ощущением, принадлежит к ощущающему
(сенситивному) типу (см.)
Ощущение, поскольку оно является элементарным феноменом, есть нечто безусловно данное, не
подчиненное рациональным законам в противоположность мышлению или чувству. Поэтому я называю
его функцией иррациональной (см.), хотя рассудку и удается вводить большое число ощущений в
рациональные связи. Нормальные ощущения пропорциональны, то есть при оценке они соответствуют
в той или иной степени интенсивности физических раздражений. Патологические же ощущения
непропорциональны, то есть они или ненормально снижены, или ненормально завышены; в первом
|