Navigation bar
  Print document Start Previous page
 283 of 321 
Next page End  

может быть никакого сомнения в его положительной установке по отношению к объекту. Поэтому
экстраверсия есть, до известной степени, переложение интереса вовне, от субъекта к объекту. Если
экстраверсия интеллектуальна, то субъект вдумывается в объект; если экстраверсия осуществляется
чувством, то субъект вчувствывается в объект. В состоянии экстраверсии имеется сильная, если не
исключительная обусловленность объектом. Следует говорить об активного экстраверсии, если она
намеренно вызвана волей, и о пассивной экстраверсии, если объект вынуждает ее, то есть если он сам от
себя притягивает интерес субъекта, может быть даже вопреки намерению субъекта. Если состояние
экстраверсии становится привычным, то можно говорить об экстравертном типе (см.)
65. Эмоция. См. аффект.
66. Эмпатия
(Вчувствование = Einfuhlung). Эмпатия есть интроекция объекта (см. интроекция).
Более подробное описание этого понятия см. в тексте, глава VII (см. также проекция).
67. Энантиодромия. Энантиодромия значит буквально «бег навстречу». Этим понятием в
философии Гераклита [/128- 1,60/ («Судьба есть логический продукт энантиодромии, творец всех
вещей».] обозначается игра противоположностей в совершающемся, именно то воззрение, по которому
все, что есть, переходит в свою противоположность. «Из живого делается мертвое, а из мертвого живое,
из юного старое, а из старого юное, из бодрствующего спящее и из спящего бодрствующее, поток
порождения и уничтожения никогда не останавливается». «Созидание и разрушение, разрушение и
созидание — вот норма, охватывающая все круги природной жизни, самые малые и самые великие.
Ведь и самый космос, как он возник из первоначального огня, так должен и вернуться в него снова,
двойной процесс, совершающийся в размеренные сроки, будь то даже огромные периоды времени, —
процесс, которому предстоит совершаться все снова». /129/ Такова энантиодромия Гераклита по словам
призванных истолкователей его учения. Обильны изречения самого Гераклита, выражающие такое его
воззрение. Так он говорит: «И природа стремится к противоположностям и создает созвучие из них, а не
из одинакового». «Родившись, они начинают жить, тем самым приобщаются смерти». «Стать водою —
смерть для душ, для воды же смерть — стать землею. Из земли становится вода, из воды становится
душа». «Совершается взаимный обмен, все обменивается на огонь и огонь на все, как золото на товары и
товары на золото». Применяя свой принцип к психологии, Гераклит говорит: «Пусть никогда не будет у
вас, эфесяне, недостатка в богатстве, чтобы могла обнаружиться ваша испорченность».
Энантиодромией я называю выступление бессознательной противоположности, притом именно
во временной последовательности. Это характерное явление встречается почти повсюду, где
сознательной жизнью владеет крайне одностороннее направление, так что со временем вырабатывается
столь же мощная бессознательная противоположность, которая проявляется сначала в виде тормоза
(Hemmung) при сознательной работе, а затем в виде перерыва в сознательном направлении. Хорошим
примером энантиодромии является психология апостола Павла и его обращение в христианство, также
и история обращения Раймонда Луллия, отождествление с Христом больного Ницше, его прославление
Вагнера и впоследствии его враждебность к нему, превращение Сведенборга из ученого в ясновидца и
т. д.
Заключение
В наше время, когда из завоеваний Французской революции — «Свободы, Равенства, Братства»
— развилось и широко разлилось социальное течение духа, стремящееся не только низвести или
поднять до единого общего уровня политические права, но полагающее также, что с помощью внешнего
регулирования и уравнения можно даже уничтожить человеческое несчастье, — в такое время является
поистине неблагодарной задачей говорить о полной разнородности элементов, составляющих нацию.
Хотя, конечно, это было бы прекрасно, если бы все люди были равны перед законом, если бы каждый
человек имел свой голос в политике и если бы никто не возвышался несправедливо над своим ближним
в силу унаследованных сословных привилегий, однако все это становится менее прекрасно, когда эту
идею равенства распространяют и на другие сферы жизни. Надо иметь уже очень омраченный взор или
рассматривать человеческое общество из очень туманной дали,
чтобы полагать, будто равномерного
распределения счастья можно достигнуть при помощи равномерного регулирования жизни. Такой
Hosted by uCoz